Обзорная информация о деятельности МЧС КР по реализации Резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций

0
130 просмотров

о роли женщин в обеспечении

мира и безопасности

 I. О резолюции Совета безопасности ООН 1325

1.Резолюция Совета безопасности ООН 1325 была принята на заседании ООН 31 октября 2000г. Она положила начало формированию повестки «Женщины, мир и безопасность».

В этой Резолюции государствам-членам ООН даются рекомендации в отношении подготовки и предоставления материалов, касающихся защиты прав и особых потребностей женщин и девочек, а также значение привлечения женщин ко всем мерам по поддержанию мира.

Все эти элементы включены в национальные планы и программы.

  1. Резолюция Совета безопасности ООН 1325 призывает государства-члены проводить политику, направленную на обеспечение защиты, прав и особых потребностей женщин и девочек.

Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин являются необходимыми условиями предотвращения конфликтов, мощнейшим инструментом сохранения мира и безопасности и имеет существенное значение для достижения Целей в области устойчивого развития (цели 5 и 16 цели).

ЦУР интегрированы в Национальную стратегию УР КР на 2018-2040гг., утвержденные УП в ноябре 2018г.

Повестка ООН «Женщины, мир и безопасность» интегрирована еще в 7 Резолюциях ООН.

3.С инициативой поддержки повестки ООН «Женщины, мир и безопасность» путем выполнения Резолюции 1325 в Кыргызстане впервые выступили активисты женского движения в 2011г. – в период постконфликтного восстановления после трагических событий 2010г. на юге страны.

В результате данной работы 15 апреля 2012г. Комитет по обороне и безопасности ЖК КР поручил ПКР принять меры по реализации РСБ ООН 1325.

И впервые в КР 18 февраля 2013г. распоряжением ПКР был принят План действий по РСБ на 2012-2014гг.

На сегодняшний день в КР принято уже 3 программных документа по вопросам усиления роли женщин в обеспечении мира и безопасности.

4.Структура Плана действий строится исходя из 4-х основных направлений РСБ:  участие – предотвращение – защита – восстановление.

В новом Плане на 2018-2020гг. выделены только 3 цели: (участие – предупреждение – защита):

1.Усиление роли и участия женщин, в т.ч. на уровне принятия решений, направленной на сохранение мира и безопасности;

2.Усиление взаимодействия госорганов, ОМСУ и гражданского общества в целях предотвращения рисков насилия в отношении женщин и девочек;

3.Совершенствование системы защиты и учета особых нужд и потребностей женщин и детей в условиях ЧС.

В задачах Плана сформулированы долгосрочные, а в конкретных мерах – краткосрочные меры. Всего в Плане 9 задач и 34 меры. Последний План утвержден РПКР от 21.09.2018г. № 334-р.

5.Ожидаемые результаты от реализации Плана: достижение (в условиях конфликта), сохранение (в ситуации «нет конфликта») и упрочение (в ситуации постконфликтного восстановления) мира и безопасности.

6.Реализация Резолюции 1325 идет при активной экспертной и донорской поддержке со стороны МО: Структура «ООН-Женщины», Фонд народонаселения ООН – ЮНФПА, Программа развития – ПРООН и др., а также Общественного Фонда «Центр исследований демократических процессов в КР», Ассоциации «Кризисные центры КР» и др.

 

II.О ходе исполнения Плана действий по Резолюции 1325 Министерство чрезвычайных ситуаций КР

1.Состояние и анализ исполнения ведомственного плана действий во исполнение Распоряжения Правительства КР от 21.09.2018г. № 334-р.

 Приказом МЧС КР от 2.11.2018г. № 1182 был утвержден План МЧС КР на 2018-2020гг. по выполнению Плана действий по реализации Резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о роли женщин в обеспечении мира и безопасности (далее – Плана действий), утвержденного распоряжением Правительства КР от 21.09.2018г. № 334-р.

В течение периода с 2018г. – по настоящее время Министерством по итогам каждого полугодия своевременно направлялась отчетная информация о ходе исполнения данного Плана в Министерство внутренних дел Кыргызской Республики.

В целях реализации Плана действий основные усилия МЧС КР были направлены:

– на обеспечение межведомственного взаимодействия государственных органов по снижению рисков насилия в отношении женщин и детей в чрезвычайных и кризисных ситуациях;

– на  повышение готовности уполномоченных органов по предотвращению, пресечению и реагированию на гендерное насилие в условиях ЧС.

Для подготовки проектов нормативных и ведомственных документов, необходимых для выполнения мероприятий Плана действий, Министерство инициировало создание Межведомственной рабочей группы (МВРГ), в состав которой были включены такие профильные министерства, как  МТиСР КР, МВД КР, ГШ ВС КР, МЗ КР (состав МВРГ утверждался распоряжением МТиСР КР, уполномоченного государственного органа в области гендерной политики).

В течение отчетного периода МВРГ наладила тесное сотрудничество  с Общественным фондом «Центр исследования демократических процессов в КР», Ассоциацией «Кризисные центры КР», Фондом ООН в области народонаселения и др.

В  Центрах управления в кризисных ситуациях при МЧС КР гг.Бишкек-Ош (далее – ЦУКС) проводились межведомственные совещания по обсуждению хода исполнения соответствующих мероприятий Плана действий.

Следует отметить, что в Министерстве с 2009г. функционирует комиссия по гендерным вопросам, возглавляемая заместителем министра Алимбековым Д.К. В соответствии с Положением комиссия МЧС КР осуществляла  координацию работы по выполнению задач и мероприятий Плана действий.

Мониторинг  за ходом исполнения данного документа проводит Отдел стратегического планирования МЧС КР.

  1. Степень выполнения Плана действий по реализации Резолюции 1325 на 2018-2020гг. с указанием конкретных мероприятий, партнер, дат и результатов. 

Министерством проведен ряд мероприятий по реализации Цели 2 Плана действий по усилению взаимодействия государственных органов, ОМСУ, гражданского общества, направленного на снижение рисков насилия в кризисных и чрезвычайных ситуациях.

Так, для исполнения задачи 2.1 по повышению потенциала и усилению готовности уполномоченных государственных органов к предотвращению конфликтов и рисков насилия в отношении женщин и девочек 28.02.2018г. на заседании Межведомственной комиссии по Гражданской защите Кыргызской Республики  был одобрен проект Положения о порядке межсекторального  взаимодействия по предотвращению, пресечению и реагированию на  гендерное насилие в условиях чрезвычайных ситуаций (далее – Положение).

В  разработке данного документа, кроме представителей МЧС КР, при содействии Фонда ООН в области народонаселения, Общественного фонда «Центр исследований демократических процессов» (ОФ «ЦИДП»), также приняли участие ГШ ВС, МВД, МЗ, МТиСР КР и другие представители ведомств, общественных, международных организаций. В период 2015-2017гг. был проведен ряд мероприятий по  обсуждению и согласованию проекта Положения, рассматривались варианты утверждения данного документа для его дальнейшей реализации.

Так, в течение апреля-мая месяцев 2018г. 16 сотрудников территориальных подразделений МЧС КР  приняли участие в рабочих семинарах «Реализация законодательства в сфере охраны и защиты от семейного насилия: обсуждение проектов НПА и разработка совместных планов субъектов в регионах КР». Данные семинары проводились во всех регионах республики при содействии Министерства труда и соцразвития КР и Ассоциации кризисных центров  КР.

 С учетом замечаний Министерства юстиции КР, а также  рекомендаций Аппарата Правительства Кыргызской Республики было принято решение  о рассмотрении данного документа на заседании МВК по ГЗ КР. В феврале 2018г. проект Положения был одобрен на заседании МВК по ГЗ КР (протокол совещания у Премьер-министра КР от 28.02.2018г.

№ 23-5).

В мае 2018г. был принят новый Закон КР «О Гражданской защите» от 24.05.2018г. №54. Внедрение гендерных аспектов в некоторые статьи данного закона (статьи 2, п.8; ст.3 п.2; ст.5 пп. 2.1 и 2.17 и ст.7 п.10) дало возможность утверждения вышеуказанного Положения на уровне Правительства Кыргызской Республики.

Постановлением Правительства КР от 22.08.2019г. № 418 Положение о порядке взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных организаций и граждан по снижению рисков насилия в отношении женщин и детей в чрезвычайных и кризисных ситуациях было утверждено. Следует отметить, что Кыргызстаном впервые среди стран СНГ был разработан и утвержден такого рода нормативный правовой документ, определяющий механизм межведомственного взаимодействия по предотвращению, пресечению и реагированию на гендерное насилие в условиях чрезвычайных и кризисных ситуаций.

Также определенные мероприятия были проведены для реализации задач по Цели 3 Плана действий по совершенствованию системы защиты и учета особых нужд и потребностей женщин и девочек в условиях ЧС.

5 ноября 2019г. в  ЦУКСе при МЧС КР гг. Бишкек-Ош Министерством проведено межведомственное совещание с участием МЧС, МВД, МТиСР, МЗ, ГШ ВС КР, а также международных организаций, на котором был обсужден и принят План мероприятий по реализации ППКР от 22.08.2019г. № 418 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных организаций и граждан по снижению рисков насилия в отношении женщин и детей в чрезвычайных и кризисных ситуациях» (направлен всем участникам совещания телеграммой МЧС КР от 13.11.2019г. № 02-16/7985).

Согласно данному Плану, для разработки соответствующих ведомственных актов о взаимодействии госорганов по реагированию на гендерное насилие в условиях чрезвычайных и кризисных ситуаций распоряжением МТиСР  КР от 29.04.2020г.  № 26 утвержден состав и план работы МВРГ из представителей МЧС КР, МТиСР, МЗ КР, МВД КР, ГШ ВС КР, а также экспертов по гендерным вопросам.

В связи с пандемией коронавируса заседания МВРГ проходили в онлайн формате, на платформе Zoom. К настоящему времени члены МВРГ от МЧС КР приняли участие в 3-х заседаниях: 19 мая, 24 июня и 21 августа 2020г.

По результатам работы МВРГ разработан проект Единой пошаговой Инструкции о порядке взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных организаций и граждан по снижению рисков насилия в отношении женщин и детей в чрезвычайных и кризисных ситуациях. После утверждения вышеуказанной Инструкции совместным приказом профильных министерств и ведомств будут проведены дальнейшие мероприятия:

– подготовка и публикация Памяток для профильных ведомств на основе Единой пошаговой инструкции по предотвращению, пресечению и реагированию на ГН в условиях чрезвычайных и кризисных ситуаций (на государственном и официальном языках);

– проведение он-лайн тренингов по межсекторальному взаимодействию для соответствующих служб профильных министерств и ведомств КР в гг.Бишкек и Ош.

Кроме этого, согласно Плану работы вышеуказанной МВРГ, в настоящее время ведется работа по внесению предложений в Типовые планы реагирования при ЧС на основе пошаговой Единой Инструкции (задача 3.1.2. Плана действий). Проведена инвентаризация соответствующих ведомственных документов и на ближайшем он-лайн заседании МВРГ будут сформированы предложения по разработке Методических рекомендаций по внесению гендерных аспектов в Типовые планы реагирования при ЧС.

  1. Перечень препятствий, барьеров в деятельности государственного органа для исполнения Плана действий по реализации Резолюции 1325 на 2018-2020гг.

К основным препятствиям, барьерам для исполнения Плана действий относятся:

– отсутствие практического опыта межведомственного взаимодействия по предотвращению, пресечению и реагированию на ГН в условиях чрезвычайных и кризисных ситуаций;

– слабая нормативная правовая база Кыргызской Республики, регламентирующая внедрение механизма взаимодействия по предотвращению, пресечению и реагированию на гендерное насилие в условиях чрезвычайных и кризисных ситуаций;

– отсутствие четкого координирующего механизма при работе с государственными органами и ОМСУ;

– недостаточный уровень межведомственного взаимодействия и обмена информацией, «второстепенное» отношение к гендерным вопросам на местах.

  1. Перечень потребностей государственного органа для исполнения Плана действий по реализации Резолюции 1325 на 2018-2020гг.

Для исполнения Плана действий на 2018-2020гг. в полном объеме необходимо дополнительное финансирование на проведение мероприятий Плана действий, связанных с изготовлением, публикацией брошюр, памяток и других методических документов, а также для проведения тренингов по межсекторальному взаимодействию для соответствующих служб профильных министерств и ведомств КР в гг.Бишкек и Ош.

  1. Перечень вызовов и угроз в сфере компетенции государственного органа для включения в План действий по реализации Резолюции 1325 на 2021-2023гг.

В данный перечень угроз и вызовов могут войти:

-угроза второй волны Covid-19, при которой мобилизационная готовность ведомства будет перенаправлена на другие необходимые  мероприятия;

-предстоящая оптимизация структуры и схемы управления государственных органов может привести к нецелесообразности внедрения разработанного к текущему моменту времени механизма межведомственного взаимодействия по предотвращению, пресечению и реагированию на гендерное насилие в условиях чрезвычайных и кризисных ситуаций;

-отсутствие необходимых механизмов, ресурсов и инструментов финансирования может привести к тому, что работа по реализации Плана РСБ будет неэффективной.

Print Friendly, PDF & Email

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.