Справка-обоснование 

0
369 просмотров

к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики

«О  Единой системе комплексного мониторинга и прогнозирования

чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республике»

 

 

  1. Цель и задачи

Целью настоящего проекта постановления Правительства Кыргызской Республики является  создание Единой системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республике (далее — Единой системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций).

Единая система комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций будет  направлена на обеспечение систематического мониторинга имеющихся и потенциальных источников чрезвычайных ситуаций, их своевременное прогнозирование, определение возможных масштабов и характера развития чрезвычайных ситуаций, выработку рекомендаций для принятия необходимых мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий.

Задачей представленного проекта постановления Правительства Кыргызской Республики является определение состава участников Единой системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также утверждение отдельных  актов, регулирующих порядок организации и функционирования  Единой системы комплексного мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и  порядок информационного взаимодействия участников Единой системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республике.

 

  1. Описательная часть

Опыт ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имевших место в современной мировой истории, показывает, что своевременный прогноз их возникновения приводит к существенному снижению масштабов, а также  смягчению последствий воздействия источников чрезвычайных ситуаций.

В связи с чем,  в борьбе с техногенными катастрофами и природными катаклизмами система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в современном мире становится на первое место. Перспектива этого направления очевидна.

Так, наблюдение и оценка состояния выявленных и потенциальных источников чрезвычайных ситуаций, а также прогноз влияния на безопасность населения, организаций, окружающую среду позволит своевременно разрабатывать и реализовывать меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, минимизацию социально-экономических и экологических последствий.

Кроме того, результаты мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций  могут стать одним из определяющих критериев при принятии управленческих решений в деятельности органов управления государственной системы Гражданской защиты и уполномоченного государственного органа  в области Гражданской защиты.

Точная и оперативная информация об опасном природном явлении, аварии или опасном техногенном происшествии, опережающее отражение вероятности возникновения  и  развития чрезвычайной ситуации,  позволят качественно и эффективно разрабатывать   долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные целевые программы, планы, а также принимать  соответствующие  решения  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Инструментом и организационной структурой по решению задач в области мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республике  должна стать  Единая  система комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Программа комплексного мониторинга и прогнозирования опасных природных процессов с учетом применения геоинформационных технологий и дистанционного зондирования на 2015-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 апреля 2015 года № 255,  заложила институциональные основы системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республике.

В новой редакции Закона Кыргызской Республики «О Гражданской защите» 2018 года законодатель выделил   понятия:   «мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций»   и «система комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций» и определил одной из задач государственной системы Гражданской защиты.

В соответствии со статьей 7  Закона Кыргызской Республики «О Гражданской защите»  Правительство Кыргызской Республики определяет  порядок создания и функционирования системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Статьей 7  Закона установлено уполномоченный государственный орган в области Гражданской защиты организует функционирование системы комплексного мониторинга и прогнозирования природных, техногенных и других опасностей.

Нормы статьи  9 вышеуказанного Закона  закрепляют в обязанностях министерств, государственных комитетов и административных ведомств Кыргызской Республики деятельность в области Гражданской защиты   по мониторингу, прогнозированию природных и техногенных процессов в профильной сфере.

Согласно статье 10 Закона полномочные представительства Правительства Кыргызской Республики в областях и местные государственные администрации на подведомственной территории  проводят мероприятия по мониторингу, прогнозированию, оценке риска бедствий и предупреждению чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты.

Выделение вопросов мониторинга и прогнозирования   чрезвычайных ситуаций в широком понимании этих слов, в качестве специальной  задачи государственной системы Гражданской защиты, позволит Правительству Кыргызской Республики  повысить эффективность этой системы.

В этом же году Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 января 2018 года № 58 утверждена  Концепция комплексной  защиты населения и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций на 2018-2030 годы.

В Концепции определено, что одной из задач  приоритетного первого направления  является повышение эффективности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций различного характера.

Реализацию задачи планируется осуществить на первом этапе через объединение действий государственных, научных, образовательных организаций и учреждений, а также вовлечение гражданского общества в мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.  На последующих этапах – через повышение потенциала, вовлеченных в мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, сторон и внедрение инновационных технологий.

Развитие автоматизированной системы управления и оповещения единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях предполагает интеграцию системы мониторинга потенциально опасных участков и объектов в Единую информационно-управляющую систему в чрезвычайных и кризисных ситуациях в Кыргызской Республике.

В целях разработки нормативных правовых актов, регламентирующих порядок функционирования системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Министерством чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республик (приказ № 962 от 13 сентября 2018 года) была создана Межведомственная рабочая группа из числа представителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств и других заинтересованных организаций.

29-30 ноября текущего года при технической поддержке офиса  Всемирного банка в Кыргызской Республике состоялся семинар для членов Межведомственной рабочей группы, на котором прошло обсуждение  проектов нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики, регламентирующих порядок функционирования Единой системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республике и порядок проведения оценки риска чрезвычайных ситуаций.

Решением Межведомственной рабочей группы проекты нормативных правовых актов утверждены с учетом внесенных  замечаний и дополнений.

 Представленным проектом постановления Правительства Кыргызской Республики определяется состав Единой системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, включающий  в единую систему ответственные государственные комитеты, министерства и административные ведомства, научно- исследовательские институты, органы местного самоуправления и организации – собственников опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения населения.

Это обусловит наличие широких возможностей Единой системы по решению задач комплексного, многоступенчатого мониторинга с иерархической структурой сбора, обработки выдачи информации по территориальным уровням.

         В Положении, определены цели Единой системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, структура и организация деятельности, основные функциональные задачи.

         Следующий документ, утверждаемый проектом Постановления  Правительства Кыргызской Республики, определяет порядок информационного взаимодействия участников  Единой системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Нормативный акт определяет состав мониторинговой и прогнозной информации, представляемой участниками  Единой системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

В целом проект постановления  переносит акцент на мониторинг и прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций по всем возможным направлениям, что позволит сосредоточить внимание государства на  мерах по  предупреждению  чрезвычайных ситуаций и  значительно сократит потери бюджета на ликвидацию  их последствий.

Проектом постановления утверждается Порядок проведения анализа и оценки риска, который  определяет общие требования (порядок, содержание работ и описание результатов) по проведению оценки риска чрезвычайных ситуаций различного характера на объектах и территориях Кыргызской Республики.

Анализ и оценка риска чрезвычайных ситуаций (бедствий) являются одним из важнейших звеньев в системе управления безопасностью населения и территорий.

Порядок определил основные цели анализа и оценки риска чрезвычайных ситуаций (бедствий), как:

  • снижения/смягчения существующих рисков (уязвимости и угроз/опасностей) риска чрезвычайных ситуаций (бедствий);
  • адаптации к изменяющимся факторам риска чрезвычайных ситуаций (бедствий);
  • предотвращения дальнейшего увеличения риска чрезвычайных ситуаций (бедствий).

Обозначены основные принципы анализа и оценки риска чрезвычайных ситуаций (бедствий).

Нормативным документом также установлены требования к  материалам по анализу и оценке риска чрезвычайных ситуаций (бедствий), которые  оформляются в виде отчета, содержащих данные по исследуемой территории/объекте и основные результаты (показатели) оценки риска чрезвычайных ситуаций (бедствий).

 

  1. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий

Принятие данного проекта постановления Правительства Кыргызской Республики негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.

 

  1. Информация о результатах общественного обсуждения

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», представленный проект постановления Правительства Кыргызской Республики не требует прохождения процедуры общественного обсуждения, поскольку напрямую не затрагивает права и интересы граждан.

 

  1. Анализ соответствия проекта законодательству

По результатам проведенного анализа действующих нормативных правовых актов требуется внесение изменений в  постановление Правительства Кыргызской Республики  «Об утверждении Положения о единой информационно-управляющей  системе в чрезвычайных и кризисных ситуациях  в Кыргызской Республике» от 3 января 2011 года    № 1.

Соответствующий проект постановления Правительства Кыргызской Республики прилагается.

 

  1. Информация о необходимости финансирования

Принятие настоящего проекта постановления Правительства Кыргызской Республики не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.

 

  1. Информация об анализе регулятивного воздействия

Представленный проект постановления Правительства Кыргызской Республики не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.

 

Министр                                                           Мирзахмедов Н. С.

 

 

Print Friendly, PDF & Email

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.