Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей

0
956 просмотров

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 21 января 2000 года N 35

Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей

(В редакции Законов КР от 25 октября 2011 года N 182, 4 июля 2015 года N 147)

Настоящий Закон определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Кыргызской Республики, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Кыргызской Республики; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Кыргызской Республики, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации), и членов их семей.

Глава I
Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

  1. Аварийно-спасательная служба — это совокупность сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
  2. Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, аттестованные и оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами.
  3. Спасатель — это гражданин, специально подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
  4. Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
  5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
  6. Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Кыргызской Республики и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
  7. Аварийно-спасательные средства — это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей

Правовую основу создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

См. также постановление Правительства КР от 14 января 2002 года N 19 «Об утверждении Положения о спасателях и добровольных спасательных формированиях Кыргызской Республики»

Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

— принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

— принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

— принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

— принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Статья 4. Государственная поддержка аварийно-спасательных служб и спасателей

Государство оказывает всемерную поддержку аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, являющимся силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для чего:

— устанавливает систему налоговых и иных льгот для аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также для организаций, в инициативном порядке оказывающих финансовую и материально-техническую помощь аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям;

— оказывает содействие органам местного самоуправления и иным юридическим лицам в подготовке и оснащении создаваемых ими аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также содействие в подготовке граждан, изъявивших желание пройти обучение по программе подготовки спасателей;

— предусматривает систему мер по правовой и социальной защите спасателей и членов их семей;

— оказывает финансовую поддержку аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— отдает предпочтение при размещении государственных заказов на производство аварийно-спасательных средств, при прочих равных условиях, предприятиям аварийно-спасательных служб.

Законом КР от 4 июля 2015 года N 147 внесены изменения в статью 4, изложенную на государственном языке.

Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Кыргызской Республики.

Законом КР от 4 июля 2015 года N 147 внесены изменения в статью 5, изложенную на государственном языке.

Глава II
Аварийно-спасательные службы

Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб

  1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

— поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи:

— по участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

— по участию в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;

— по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— по участию в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

— по участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— по пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

— по участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

— по выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

— по участию в разработке и производстве аварийно-спасательных средств, а также другие задачи, не выходящие за рамки гуманных задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, определяется по согласованию с государственным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, органами управления и при органах местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в положениях об аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях или в уставах указанных служб и формирований.

Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб

  1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

— на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

— на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;

— на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

  1. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

— в государственных органах исполнительной власти — решениями Правительства Кыргызской Республики по представлениям соответствующих министерств, государственных комитетов, административных ведомств и организаций Кыргызской Республики, согласованным с государственным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными органами исполнительной власти;

— в областях Кыргызской Республики — государственными органами исполнительной власти Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

— в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Кыргызской Республики предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, — руководством организаций по согласованию с органами управления местной государственной администрации, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— в органах местного самоуправления — по решению органов местной государственной администрации, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.

  1. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Кыргызской Республики или их учредительными документами.
  2. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются местными государственными администрациями и органами местного самоуправления из числа местных жителей на добровольной основе, по согласованию с территориальными органами уполномоченного государственного органа в сфере Гражданской защиты.

(В редакции Закона КР от 25 октября 2011 года N 182)

Законом КР от 4 июля 2015 года N 147 внесены изменения в статью 7, изложенную на государственном языке.

Статья 8. Состав аварийно-спасательных служб

Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их государственные органы исполнительной власти Кыргызской Республики, органы местного самоуправления, юридические лица исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований, вытекающих из законодательных актов Кыргызской Республики.

В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.

Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб

  1. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.
  2. В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
  3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 21 год, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.
  4. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 10. Регистрация спасательных служб

  1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.
  2. Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в установленном порядке осуществляет государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы управления местной государственной администрации, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.

Статья 11. Деятельность аварийно-спасательных служб

  1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Кыргызской Республики, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.
  2. В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  3. Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях не допускается.
  4. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.
  5. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий государственным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами управления местной государственной администрации, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 12. Аттестация аварийно-спасательных служб

  1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.
  2. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
  3. Приостанавливается полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики. Порядок приостановления деятельности указанных организаций устанавливается законодательством Кыргызской Республики.

Статья 13. Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций

  1. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

— в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях;

— в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

— в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;

— по решению уполномоченных на то должностных лиц органов государственной власти Кыргызской Республики, органов местного самоуправления, юридических лиц, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Кыргызской Республики полномочия, на основе запроса органов государственной власти Кыргызской Республики, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Кыргызской Республики уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями.

  1. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Кыргызской Республики осуществляется по решению Правительства Кыргызской Республики на основе международных договоров Кыргызской Республики.

Статья 14. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций

  1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  2. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия по исполнению обязанностей руководителей по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенных в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
  3. Решения руководителей по ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.
  4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей по ликвидации чрезвычайных ситуаций, по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
  5. Полномочия руководителя по ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Кыргызской Республики, органами государственной власти Кыргызской Республики, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  6. В случае крайней необходимости руководители по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

— о проведении эвакуационных мероприятий;

— об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

— об использовании в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

— о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

— о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители по ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

  1. Руководители по ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.
  2. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители по ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решение о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

Законом КР от 4 июля 2015 года N 147 внесены изменения в статью 14, изложенную на государственном языке.

Статья 15. Возмещение спасательным службам расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций

  1. Возмещение расходов на перевозку, размещение привлекаемых сил и средств к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, материально-техническое, финансовое, медицинское и иное обеспечение, а также оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с договорами. Возмещение указанных расходов аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, созданных в государственных органах, производится из средств республиканского бюджета в установленном порядке.
  2. Неиспользованные средства, поступившие по договорам от организаций, остаются в распоряжении аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Неиспользованные бюджетные средства подлежат зачислению в доход республиканского бюджета в соответствии с действующим законодательством.

(В редакции Закона КР от 4 июля 2015 года N 147)

Статья 16. Содействие аварийно-спасательным службам в осуществлении их деятельности

  1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
  2. Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.
  3. При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в портах независимо от форм их собственности.
  4. В целях обеспечения постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований призываются на военные сборы в сроки, согласованные с руководителями указанных служб и формирований.

Статья 17. Ответственность аварийно-спасательных служб

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, обслуживающие организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный указанным организациям неправильными действиями в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 12 настоящего Закона. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 18. Координация деятельности аварийно-спасательных служб

  1. Координация деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Кыргызской Республики осуществляется в целях:

— оперативного привлечения необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств;

— выработки согласованных предложений органам государственной власти по совершенствованию законодательства Кыргызской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области социальной защиты спасателей и членов их семей;

— унификации нормативной правовой базы деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

— проведения единой государственной политики в области производства аварийно-спасательных средств и в вопросах материально-технического обеспечения аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

— отработки взаимодействия между аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями и другими силами при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях;

— решения вопросов подготовки спасателей, должностных лиц аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, принимающих участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований органов государственного управления, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на всей территории Кыргызской Республики, осуществляет государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  2. Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, действующих на территориях областей, осуществляют органы управления при местных государственных администрациях, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  3. Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, действующих на территориях органов местного самоуправления, осуществляют органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Законом КР от 4 июля 2015 года N 147 внесены изменения в статью 18, изложенную на государственном языке.

Статья 19. Перемещение, перепрофилирование, ликвидация аварийно-спасательных служб

  1. Основанием для перемещения в другую местность, перепрофилирования на другой вид аварийно-спасательных работ или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Кыргызской Республики, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначены указанные службы и формирования.
  2. Решения о перемещении, перепрофилировании или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Кыргызской Республики, принимают создавшие их органы исполнительной власти Кыргызской Республики, органы местного самоуправления, организации по согласованию с органами исполнительной власти, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые в соответствии со статьей 18 настоящего Закона возложены функции координации деятельности указанных служб и формирований, а также по согласованию с соответствующими органами государственного надзора.
  3. При принятии решений о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных по решению администрации юридических лиц, их руководство информирует государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы управления местной государственной администрации, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые в соответствии со статьей 18 настоящего Закона возложены функции координации деятельности указанных формирований.

Законом КР от 4 июля 2015 года N 147 внесены изменения в статью 19, изложенную на государственном языке.

Статья 20. Финансирование создания и деятельности аварийно-спасательных служб

  1. Финансирование создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований может осуществляться за счет:

— государственного бюджета, фондов и иных средств органов местной государственной администрации, а также финансовых средств организаций, создающих аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования;

— финансовых средств, поступающих от реализации договоров с организациями об их обслуживании;

— созданных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики резервов финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— общественных фондов, создаваемых за счет взносов и добровольных пожертвований граждан и организаций на защиту и спасение людей, оказание им помощи в чрезвычайных ситуациях;

— фондов поддержки аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, специальных фондов ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— страховых фондов;

— иных источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

  1. Конкретные источники финансирования аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и порядок использования ими финансовых средств определяют государственные органы власти Кыргызской Республики, органы местного самоуправления и организации, создающие указанные службы и формирования.

Законом КР от 4 июля 2015 года N 147 внесены изменения в статью 20, изложенную на государственном языке.

Статья 21. Порядок разрешения споров по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб

Споры по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований разрешаются органами государственной власти в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 22. Аварийно-спасательные службы Вооруженных Сил Кыргызской Республики

  1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования Вооруженных Сил Кыргызской Республики создаются и функционируют в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  2. Требования к состоянию здоровья, физической и профессиональной подготовке личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вооруженных Сил Кыргызской Республики, а также гарантии их социальной защиты не могут быть ниже установленных настоящим Законом для спасателей аналогичных гражданских профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.
  3. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вооруженных Сил Кыргызской Республики к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава III
Спасатели и их статус

Статья 23. Спасатели

  1. Граждане Кыргызской Республики приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
  2. Гражданам Кыргызской Республики при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверения установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенным на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.

Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждается органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 24. Аттестация спасателей

  1. Спасатели проходят аттестацию в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.
  2. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.

Статья 25. Права спасателей

  1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.
  2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право:

— на полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

— на беспрепятственный проезд, проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— на требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;

— на экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;

— на использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

  1. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров.
  2. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.
  3. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
  4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на компенсационные выплаты в соответствии с трудовым законодательством.
  5. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 4 июля 2015 года N 147)

Статья 26. Гарантии деятельности спасателей

  1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения.
  2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.
  3. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).

Статья 27. Обязанности спасателей

  1. Спасатели обязаны:

— быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

— совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;

— неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

— активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;

— неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;

— разъяснять гражданам правила безопасности поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.

  1. Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).

Законом КР от 4 июля 2015 года N 147 внесены изменения в статью 27, изложенную на государственном языке.

Статья 28. Режим работы (службы) и отдыха спасателей

  1. В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке.
  2. Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в течение рабочего дня и рабочего года определяется медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.
  3. Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.
  4. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
  5. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований ежегодно предоставляется очередной отпуск в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
  6. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск.

Порядок предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска определяется Правительством Кыргызской Республики.

Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и порядке, которые устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 4 июля 2015 года N 147)

Статья 29. Оплата труда спасателей

  1. Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором (контрактом).
  2. Размер заработной платы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований организаций не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной в Кыргызской Республике.

Статья 30. Право на жилище

  1. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения предоставляются по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Кыргызской Республики.
  2. Порядок предоставления жилья спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 31. Страховые гарантии спасателей

Спасатели подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. Порядок страхования спасателей определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 32. Социальная защита членов семей спасателей

  1. Члены семей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также члены семей других спасателей, погибших в период и вследствие участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на социальную защиту. Порядок представления социальной защиты определяется Правительством Кыргызской Республики.
  2. Пенсионное обеспечение членов семьи спасателей по случаю потери кормильца осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством Кыргызской Республики.

Статья 33. Дополнительные правовые и социальные гарантии спасателей

  1. На спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Кыргызской Республики.
  2. Решением органов исполнительной власти Кыргызской Республики, органов местного самоуправления и администраций организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие настоящему Закону гарантии правовой и социальной защиты работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, членов внештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Статья 34. Ответственность спасателей

Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Законом КР от 4 июля 2015 года N 147 внесены изменения в статью 34, изложенную на государственном языке.

Статья 35. Гарантии социальной защиты граждан, не являющихся спасателями, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

  1. В случае крайней необходимости отдельные граждане, не являющиеся спасателями, могут с их согласия привлекаться к участию в проведении аварийно-спасательных работ.
  2. Решения о привлечении граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ принимают руководители органов исполнительной власти Кыргызской Республики, органов местного самоуправления, организации.
  3. Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, определяемые Правительством Кыргызской Республики.

Глава IV
Заключительные положения

Статья 36. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

Опубликован в газете «Эркин Тоо» от 2 февраля 2000 года N 11-12

Правительству Кыргызской Республики привести собственные решения в соответствие с настоящим Законом.

Президент Кыргызской Республики   А.Акаев
     
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики   24 декабря 1999 года

Print Friendly, PDF & Email

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.