мероприятий МЧС Кыргызской Республики
по противодействию коррупции на 2012 – 2014 годы
Приоритет №1 Устранение коррупционных схем
Измеримые индикаторы оценки: функционирование национальной комплексной системы механизмов противодействия коррупции; эффективность деятельности создаваемых целевых рабочих групп; утвержденные планы мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений; опубликованные отчеты государственных органов и рабочих групп; систематизированный перечень коррупционных рисков в разрезе госорганов и властных полномочий, определенных должностных полномочий; подготовка и принятие проектов законов и НПА в сфере противодействия коррупции; размещение на официальном сайте условий и результатов проведения государственных закупок; аутсорсинг части функций государственных органов; утвержденная Методика АРВ НПА по регулированию предпринимательской деятельности; запуск и функционирование системы по мониторингу финансовых показателей; наличие системы по анализу (ревизии) проектов НПА по выявлению и устранению коррупциогенных факторов; действенный контроль за доходами и расходами государственных служащих; прозрачность осуществления государственных закупок; результаты опроса общественного мнения; вынесенные судебные приговоры по коррупционным преступлениям.
Краткосрочные меры по устранению коррупционных схем
Таблица 1.1
№ |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Соиспол-нители |
Ожидаемые результаты |
Дата заверше-ния |
Промежуточные результаты |
|
Представить свои предложения в Минфин по разработке эффективной и прозрачной системы государственных закупок в целях обеспечения прозрачности, открытости и широкого круга конкуренции при проведении государственных закупок, с включением в составы соответствующих комиссий членов ОНС, позволяющую минимизировать коррупционные риски | УЗНТ
|
Структурные и подведомственные подразделениями МЧС КР | Обеспечение прозрачности использования бюджетных средств при осуществлении государственных закупок | Октябрь
2012 г.
|
Размещение на официальном сайте МЧС КР условий и результатов проведения государственных закупок |
|
Представить свои предложения в Минюст по разработке и внедрению механизма анализа законодательства Кыргызской Республики с целью выявления коррупциогенных факторов в существующих законах и подзаконных актах, включая положения МЧС КР и его подведомственных подразделений | ОПО
|
Структурные и подведомственные подразделениями МЧС КР | Устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций | 4 кв.
2012 г. |
Наличие системы по анализу (ревизии) проектов НПА по выявлению и устранению коррупциогенных факторов |
|
Представить свои предложения в Минфин по разработке проекта постановления Правительства «Об утверждении Положения о правилах проведения электронных государственных закупок и электронного обратного аукциона» | УЗНТ
|
Структурные и подведомственные подразделениями МЧС КР | Создание эффективной и прозрачной системы государственных закупок при принятии решений | До конца 3 кв.
2012 г. |
Принятие постановления Правительства «Об утверждении Положения о правилах проведения электронных государственных закупок и электронного обратного аукциона» |
Среднесрочные меры по устранению коррупционных схем
Таблица 1.2
№ |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Соиспол-нители |
Ожидаемые результаты |
Дата заверше-ния |
Промежуточные результаты |
|
Разработать и внедрить механизмы проверок и верификации деклараций государственных служащих. Совершенствовать и определить конкретные меры ответственности за предоставление недостоверной информации | Статс-секретарь МЧС КР |
ОК, УФБУиО |
Создание действенного механизма контроля за доходами и расходами государственных служащих | Первое полугодие 2013 г. | Утвержденная методика и законодательное закрепление механизмов контроля за доходами и расходами государственных служащих |
|
Представить свои предложения в Минфин по определению единого органа по осуществлению государственных закупок. Внедрение электронной системы проведения государственных закупок для повышения прозрачности процедуры закупок. Вся информация о государственных закупках, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, должна быть доступна для общественности | УЗНТ
|
Структурные и подведомственные подразделениями МЧС КР | Обеспечение прозрачности государственных закупок, с публичным освещением условий и принятых решений. Сосредоточение проведения государственных закупок в едином органе
|
До конца 2013 г. | Введена в действие электронная система проведения государственных закупок.
Установлен единый орган по осуществлению государственных закупок. В МЧС КР упразднен подразделение по госзакупкам, с сохранением или возложением функций на одного сотрудника (сертифицированного специалиста по закупкам) |
|
Продолжение практики выступлений в средствах массовой информации, а также проведения заседаний, «круглых столов», конференций, лекций, семинаров, брифингов на антикоррупционную тематику, при этом использовать новые методы и формы тренингового обучения | Пресс служба МЧС КР | Структурные и подведомственные подразделениями МЧС КР | Возможность углубления знаний о своих правах при взаимодействии с государственными органами и уменьшение элементов коррупции | В соответст-вии с утвержден-ными графиками до конца 2014 г. | Наличие в ведомственных планах государственных органов запланированных мероприятий.
Отчеты по реализации этих планов, представляемые в адрес уполномоченного органа по проведению мониторинга и оценке |
Приоритет 2. Реформа и модернизация государственного управления в целях повышения прозрачности и подотчетности
Измеримые индикаторы оценки: Прозрачность и подконтрольность государственных органов; принятие законодательных актов, предусматривающих устранение и предупреждение коррупциогенных факторов в системе государственной службы; повышение уровня заработной платы государственных служащих за счет заключения ресурсных соглашений; проведение комплексных и тематических проверок ведомств с высоким уровнем коррупции; опубликование итогов и трансляция по телевизионным каналам выявленных нарушений и антикоррупционных заседаний государственных органов; запуск системы электронного документооборота; обнародование фактов выявленных коррупционных рисков и нарушений по расходованию средств; публикации на антикоррупционном сайте Правительства сводных сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников, а также НПА по антикоррупционной тематике.
Краткосрочные меры по устранению коррупционных проявлений в системе государственного управления
Таблица 2.1.
№ |
Мероприятия |
Ответствен-ные исполнители |
Соиспол-нители |
Ожидаемые результаты |
Дата заверше-ния |
Промежуточные результаты |
|
Представить свои предложения в ГКС по усовершенствованию системы найма и обеспечения служебного роста сотрудников государственных органов путем повышения значения объективно проверяемых критериев профессионализма и компетентности | Статс-секретарь МЧС КР |
ОК |
Обеспечение конкурентных условий при формировании аппарата сотрудников государственных органов. Повышение прозрачности при найме и продвижении персонала | До конца 2012 г.
|
Внесение изменений и дополнений в НПА, предусматривающих создание эффективной системы найма и обеспечения служебного роста сотрудников государственных органов |
|
Представить свои предложения в ГКС по усовершенствованию порядока назначения советников и помощников на государственные административные должности, разработатке квалификационные требования к ним | Статс-секретарь МЧС КР |
ОК |
Исключение норм, предусматривающих назначение советников и помощников на государственные административные должности без прохождения конкурсного отбора | До конца 2012 г.
|
Внесение изменений и дополнений в Закон КР «О государственной службе» в установленном порядке |
|
Анализ степени и последствий воздействия коррупции на эффективность деятельности структурных и подведомственных подразделений МЧС КР, в особенности хозяйствующих субъектов | Статс-секретарь МЧС КР | Комиссия по предупреждению и борьбе с коррупцией | Оценка коррупционной подверженности структурных и подведомственных подразделений МЧС КР и эффективности принимаемых антикоррупцион-ных мер.
Обнародование такой информации |
До конца
2012 г. |
Обоснованные предложения в адрес руководства МЧС КР по проведению комплексных и тематических проверок выявленных структурных и подведомственных подразделений с высоким уровнем коррупции, принятие должных мер с опубликованием их итогов |
Среднесрочные меры по устранению коррупционных проявлений в системе государственного управления
Таблица 2.2.
№ |
Мероприятия |
Ответствен-ные исполнители |
Соиспол-нители |
Ожидаемые результаты |
Дата заверше-ния |
Промежуточные результаты |
|
Внедрение системы электронного документооборота в целях эффективного управления структурными и подведомственными подразделенийями МЧС КР | Статс-секретарь МЧС КР | ОДОКИ,
структурные и подведомственные подразделения МЧС КР |
Обеспечение доступности услуг, оперативности и повышение эффективности деятельности структурных и подведомственных подразделений МЧС КР
экономия бюджетных средств; |
Первое полугодие
2013 г. |
Запуск системы электронного
документооборота с последующим отказом от «бумажного» делопроизводства |
|
Совместно с ОНС и общественными организациями проводить мероприятия по анализу деятельности, принимаемых решений и ведомственных актов, с целью выявления возможных коррупционных рисков, с последующим внесением рекомендаций по их устранению | Руководители МЧС КР
|
ОНС МЧС КР | Общественный и антикоррупционный контроль решений, принимаемых в МЧС КР. Система эффективного мониторинга. | Каждое полугодие до конца 2014 г.
|
Устранение выявленных коррупционных рисков |
|
Публиковать в СМИ и на веб-сайте МЧС КР отчеты об исполнении бюджета и инвестиционных проектов, а также материалы по аудиторским отчетам Счетной палаты Кыргызской Республики, за исключением сведений, составляющих государственную тайну | Руководители МЧС КР
|
УФБУиО | Повышение прозрачности расходной части государственного бюджета и иных привлекаемых денежных средств | По мере необходи-мости, но не реже чем раз в квартал | Публикация в СМИ и на на веб-сайте МЧС КР выявленных нарушений по расходованию средств |
|
Практиковать проведение кадровых ротаций в целях предупреждения возникновения коррупционных связей – усилить работу по предупреждению коррупции через разработку внутриведомственных планов ротации кадров, основанных на:
– законности и прозрачности процедур ротации; – анализе кадрового состава государственного органа; – изучении участков работы конкретных государственных служащих, где наиболее велик риск возникновения коррупционных правонарушений; – анализе нареканий и жалоб со стороны граждан, поступивших в отношении государственных служащих и т.п. |
Статс-секретарь МЧС КР |
ОК, Комиссия по предупреждению и борьбе с коррупцией |
Профилактика и предупреждение коррупции на государственной службе | До конца 2014 г. | Отчеты комиссии по предупреждению и борьбе с коррупцией по итогам мониторинга деятельности руководителей структурных и подведомственных подразделений МЧС КР |
Приоритет 3. Взаимодействие государственных органов с гражданским обществом и его информированность
Измеримые индикаторы оценки: создание ОНС при органах местного самоуправления; проведение общественных консультаций и слушаний; согласованный и утвержденный формат подотчетности органов государственного управления гражданскому обществу; участие гражданского сектора в реформировании системы МВД; принятие Концепции по сокращению подверженности коррупции в рамках государственно-частного партнерства; утвержденная универсальная методология по проведению информационно-разъяснительных антикоррупционных кампаний; пересмотренный информационно-образовательный стандарт; выпуск документальных фильмов и другой медиапродукции; публикация и обсуждение законопроектов в режиме он-лайн; создание и продвижение национальных платформ; мероприятия по разъяснению общественности ее прав при взаимодействии с государственными органами, а также основных положений нормативных правовых актов Кыргызской Республики; публикация и обеспечение прозрачности платных услуг, устанавливаемых государственными органами.
Краткосрочные меры по взаимодействию с гражданским обществом и повышению информированности населения в сфере противодействия коррупции
Таблица 3.1
№ |
Мероприятия |
Ответствен-ные исполнители |
Соиспол-нители |
Ожидаемые результаты |
Дата заверше-ния |
Промежуточные результаты |
|
Принятие участия в обсуждении Плана реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики в формате общественных слушаний со всеми заинтересованными сторонами: институтами гражданского общества, международными донорскими организациями, общественным наблюдательным советом, научно-техническим советом при МЧС КР | Статс-секретарь МЧС КР |
Комиссия по предупреждению и борьбе с коррупцией |
Вовлечение широкой общественности в реализацию антикоррупцион-ных мер | До конца 2012 г. | Освещение итогов общественных слушаний в СМИ и на ведомственном сайте МЧС КР |
|
Создание формата подотчетности структурных и подведомственных подразделений МЧС КР гражданскому обществу посредством проведения «круглых столов» и общественных слушаний по реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики
|
Статс-секретарь МЧС КР |
Комиссия по предупреждению и борьбе с коррупцией |
Подотчетность госорганов гражданскому обществу | До конца 2012 г. | Согласованный и утвержденный формат подотчетности МЧС КР гражданскому обществу |
Среднесрочные меры по взаимодействию с гражданским обществом и повышению информированности населения в сфере противодействия коррупции
Таблица 3.2.
№ |
Мероприятия |
Ответствен-ные исполнители |
Соиспол-нители |
Ожидаемые результаты |
Дата заверше-ния |
Промежуточные результаты |
|
Организовать мероприятия по разъяснению общественности ее прав при взаимодействии с МЧС КР, а также основных положений нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих деятельность МЧС КР, в рамках деятельности по правовой пропаганде и повышению правовой культуры населения Кыргызской Республики.
Информировать общественность через СМИ о государственных платных услугах и их фиксированных тарифах. Размещать перечень платных услуг МЧС КР в общедоступных местах |
Руководители МЧС КР
|
Руководители структурных и подведомственных подразделений МЧС КР | Информированность общественности по различным проблемам в сфере предупреждения и ликвидации последствий ЧС | До конца 2013 г. | Мероприятия по разъяснению общественности ее прав при взаимодействии с МЧС КР, а также основных положений нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих деятельность МЧС КР, в рамках деятельности по правовой пропаганде и повышению правовой культуры населения Кыргызской Республики.
Информирование общественности через СМИ о государственных платных услугах и их фиксированных тарифах. Размещение перечня платных услуг МЧС КР в общедоступных местах |
|
На постоянной основе проводить совещания с участием руководителей структурных и подведомственных подразделений МЧС КР, представителей гражданского сектора и независимых экспертов по следующим вопросам:
– эффективность проводимой работы по противодействию коррупции и профилактика коррупционных и иных правонарушений; – реализация Государственной стратегии антикоррупционной политики; – реализация Плана; – проблемы, препятствующие реализации антикоррупционных мер; – иные вопросы по противодействию коррупции |
Руководители МЧС КР
|
ОНС МЧС КР | Обеспечение контроля за эффективностью работы министерства по борьбе с коррупцией. Указанное позволит выявить характерные ошибки и взять на вооружение эффективные методы по борьбе с коррупцией в МЧС КР | С начала 2013 г. | Постоянно действующая диалоговая площадка с участием руководителей структурных и подведомственных подразделений МЧС КР, представителей гражданского сектора и независимых экспертов.
Разработанная и утвержденная методология мониторинга и оценки эффективности проводимой работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных и иных правонарушений |
|
Использование общенациональной платформы «За законность, политическую транспарентность, общественную безопасность и права человека» в качестве площадки для проведения дискуссий и обсуждения вопросов борьбы с коррупцией, с участием представителей МЧС КР и гражданского общества | Руководители МЧС КР
|
ОНС МЧС КР | Выработка практики проведения дискуссий и обсуждения вопросов борьбы с коррупцией, с участием представителей МЧС КР и гражданского общества | С начала 2013 г. | Постоянно действующая коммуникативная площадка для продвижения борьбы с коррупцией и установления верховенства закона |
Дополнительные внутриведомственные мероприятия МЧС КР по противодействию коррупции на 2012 – 2014 годы
Таблица 4.
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
Кто привлекается |
19. | Организовать работу общественной приемной МЧС КР по оказанию консультации гражданам и предоставлении разъяснений по телефону доверия в вопросах противодействия коррупционным проявлениям. Способствовать устранению административных барьеров при обращении граждан в МЧС КР и его структурные подразделения с ведением учета и регистрации данных обращений. | До ноября 2012 года | Укашев Дж.И. –член коммиссии
Бекилов А. – начальник пресс-службы |
Отдел правового обеспечения, пресс-служба МЧС КР |
20. | Подготовить материалы о проделанной работе МЧС КР по противодействию коррупции к заседанию коллегии Министерства по итогам 2012г. | Ежегодно до 15 декабря. | Огай Н.П., Раманкулов А.А. и рабочие группы структурных подразделений по предупреждению коррупции | Руководители структурных и подведомственных подразделений МЧС КР |
21. | Совместно с ОНС проводить мероприятия по анализу ведомственных актов, с целью выявления возможных коррупционных рисков с последующим внесением рекомендаций по их устранению. | Ежеквартально. | Омуралиева Р.К.
Токомбаева А.Т. Аманбаев Т.М. |
Комиссия МЧС КР и рабочие группы структурных подразделений по предупреждению коррупции |
22. | Проводить анализ по предоставленным государственным и ведомственным наградам и поощрениям с целью недопущения фактов социальной несправедливости и коррупции | Ежегодно до 20 ноября | Имашов У.
Омуралиева Р.К. |
Руководители структурных подразделений МЧС КР. |
23. | Замещение вакантных должностей на государственную службу производить в установленном порядке только на конкурсной основе. | В течение года | Имашов У.
Токтобекова А. |
Аттестационно-конкурсные комиссии подведомственных и территориальных подразделений |
24. | Подготовить сведения по участию сотрудников МЧС КР в международных мероприятиях (семинары, конференции), мероприятиях по обучению, стажировке и т.п. за 2010-2012гг.) | Ежемесячно до 30 числа. | Чаргынов А. | |
25. | Обеспечить обобщение и подготовку информации о проводимой работе по противодействию коррупции и ходе исполнения настоящего приказа с представлением руководству, а также запрашивающим ведомствам. | Ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом | Огай Н.П.
Токтобекова А. |
Начальники отделов, управлений ЦА, руководители структурных подразделений МЧС КР |
Список сокращений
МЧС КР | Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики |
ОНС МЧС КР | Общественный наблюдательный совет МЧС КР |
ОК | Отдел кадров |
ОПО | Отдел правового обеспечения |
ОДОКИ | Отдел документационного обеспечения и контроля исполнения |
УФБУиО | Управление финансов, бухгалтерского учёта и отчётности |
УЗНТ | Управление защиты населения и территорий |
Утверждено
приказом МЧС КР
от«9»июля
2013г.
№____635_
Программа мероприятий Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2013-2014 годы
Наименование программы | Программа мероприятий МЧС КР по противодействию коррупции на 2013-2014 годы |
Основные положения и нормы | – Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы;
– Государственная стратегия антикоррупционной политики Кыргызской Республики; – Закон Кыргызской Республики « О противодействии коррупции»; – Программа и План мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2014-2017 годы; – Рекомендации ОСЭР по выполнению Кыргызской Республикой требований Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. |
Основные разработчики программы | Комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией |
Цели и задачи программы
|
Цели (в соответствии с основными приоритетами):
1. Выявление и устранение коррупционных схем, усиление гарантий, обеспечивающих реализацию политики государства в социальной, экономической и политической сфере. 2. Обеспечение защиты системы государственной и военной службы от деструктивного влияния коррупционных процессов, повышения ее прозрачности и подотчетности. 3. Объединения усилий Министерства и ОНС в деле противодействия коррупции и повышение информированности населения и гражданского общества.
Задачи: 1. Осуществление постоянного антикоррупционного мониторинга в Министерстве. 2. Развитие и поддержка механизмов противодействия коррупции в подведомственных и структурных подразделениях Министерства. 3. Формирование и поддержка механизмов общественного антикоррупционного контроля в Министерстве. 4. Реализация государственной поддержки общественной антикоррупционной деятельности. 5. Расширение круга мероприятий в Министерстве по антикоррупционному просвещению, обучению и пропаганде. 6. Совершенствование механизма проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов Министерства. 7. Совершенствование системы кадрового обеспечения и контроля по соблюдению ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и военной службы в Министерстве. 8. Совершенствование антикоррупционных механизмов в сфере закупок и повышение прозрачности процедуры ее проведения. 9. Обеспечение информационной прозрачности деятельности Министерства, его структурных и подведомственных подразделений. 10. Повышение эффективности взаимодействия Министерства, его структурных и подведомственных подразделений в деле противодействия коррупции. |
Основные индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации программы | – доля нормативных правовых актов Министерства с выявленными коррупциогенными факторами;
-доля нарушений законодательства о размещении заказов, имеющих коррупционную направленность, выявленных в ходе проверок уполномоченным органом; – доля обращений по вопросам коррупционных проявлений, по которым приняты меры реагирования; – доля материалов, по которым возбуждены уголовные дела на сотрудников Министерства; – уровень коррупции в Министерстве; – доля государственных служащих, военнослужащих, служащих Министерства, допустивших нарушения антикоррупционного законодательства; – количество публикаций в СМИ об антикоррупционной деятельности в Министерстве; – количество проведенных мероприятий в Министерстве по антикоррупционной пропаганде и обучению. |
Сроки и этапы реализации программы | 2013-2013 годы |
Объемы и источники
финансирования |
Дополнительного финансирования программы не предусматривается. |
Ожидаемые конечные результаты от реализации
программы и показатели (индикаторы) достижения цели |
– совершенствование организационного и методического обеспечения оценки состояния коррупции, обеспечение эффективной реализации антикоррупционной политики в Министерстве;
– совершенствование антикоррупционной деятельности, изучение состояния коррупции, обеспечение гласности и прозрачности принимаемых мер; – повышение качества правовых актов, издаваемых Министерством за счет проведения антикоррупционной экспертизы, совершенствование нормативно-правовой базы; – распространение мероприятий антикоррупционной политики на уровне структурных подразделений; – совершенствование механизма поддержки антикоррупционной деятельности в структурных подразделениях Министерства; – повышение правовой культуры государственных служащих, военнослужащих и других категорий работников, формирование в коллективах Министерства нетерпимости к коррупционным проявлениям; – укрепление доверия населения, ИГО, международных и неправительственных организаций к Министерству; – сокращение доли граждан, сотрудников, столкнувшейся с проявлениями коррупции в Министерстве; – уменьшение издержек населения и организаций на преодоление административных барьеров в Министерстве. |
Контроль за исполнением программы | В МЧС КР контроль осуществляет стас-секретарь. В структурных и подведомственных подразделениях – руководители. |
I.Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (далее – Министерство) является уполномоченным государственным органом исполнительной власти Кыргызской Республики, осуществляющим единую государственную политику в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, территориальными органами государственной власти, органами местного самоуправления, международными и неправительственными организациями непосредственно и через подведомственные ему органы.
Министерство является воинским учреждением, комплектуется военнослужащими, государственными служащими, служащими, младшим и техническим обслуживающим персоналом. Целью деятельности Министерства является выработка и реализация единой государственной политики в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии.
Задачами Министерства являются:
– осуществление мониторинга и прогнозирования опасных природных, техногенных процессов и явлений, планирование мероприятий Гражданской защиты, подготовки органов управления, сил Гражданской защиты и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
– предупреждение, проведение превентивных защитных мероприятий от чрезвычайных ситуаций;
– организация и проведение поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, оценка их масштабов.
Министерство осуществляет в соответствии с возложенными задачами следующие функции:
1) Функции отраслевой политики;
2) Функции регулирования;
3) Функции координации и контроля;
4) Функции предоставления услуг;
5) Функции поддержки.
В пределах своих функций и полномочий Министерство осуществляет постоянную антикоррупционную политику в соответствии с законом Кыргызской Республики «О противодействии коррупции», реализацией Программы и Плана Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2017 годы, Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики.
В рамках антикоррупционной политики уже созданы механизмы, позволяющие проводить профилактику и совершенствование системы противодействия коррупции: обеспечено проведение постоянной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляется профилактика и мониторинг коррупционных факторов и проявлений, а также проводится антикоррупционные пропаганда, обучение и просвещение.
Анализ практики антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов показал, что ряд поступающих на экспертизу в Министерство проектов нормативных правовых актов содержит типичные коррупциогенные факторы. При этом наиболее часто встречаются факторы, связанные с широтой дискреционных полномочий. Крайне важным в Министерстве по-прежнему остается поддержка и развитие системы профилактики коррупционных проявлений на государственной и военной службе, снижение возможностей формирования конфликта интересов и личной заинтересованности, закрепление необходимости соблюдений, как служащими так и военнослужащими запретов и ограничений, которые могут приводить к нарушениям антикоррупционного законодательства.
Все положительные и отрицательные моменты были проанализированы и учтены при разработке проекта настоящей Программы. В результате реализации плана мероприятий Министерства по противодействию коррупции на 2012 год была достигнута информационная прозрачность деятельности Министерства, его структурных и подведомственных подразделений. Ведется активная работа с населением, органами государственного и местного самоуправления, на интернет-сайте Министерства представлен раздел, отражающий ход реализации антикоррупционной политики. Кроме того, созданы каналы сбора информации о коррупционных фактах и рисках, поступающих от граждан – сайт Министерства, электронная почта министра, статс-секретаря, заместителей министра, ОНС, Общественная приемная и «телефон доверия» (электронная почта и телефон). Поступающая информация о неисполнении (недобросовестном исполнении) служебных обязанностей со стороны сотрудников Министерства, превышении ими служебных полномочий, нарушении ими прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, фактах вымогательства со стороны должностных лиц, необоснованных запретах и ограничениях позволяет своевременно и оперативно реагировать и принимать соответствующие меры. В частности, немаловажным достижением явилось организация и проведение в Министерстве курса лекций, посвященных антикоррупционному образованию государственных служащих.
Существующие социально-экономические условия в стране, глубина и характер коррупционных проявлений, а также действующая нормативно правовая база не позволяют единовременно решить весь комплекс сложившихся проблем. В связи с чем, необходимо в Министерстве наращивать усилия по остальным направлениям предупреждения коррупции: антикоррупционному образованию, поддержке соответствующих комиссий, реализующих в качестве одной из целей и задач своей деятельности противодействие коррупции. В связи с этим видится целесообразным дальнейшее применение программных мер по созданию и развитию в Министерстве правовых и организационно-управленческих антикоррупционных механизмов. Применение программного метода позволит обеспечить комплексный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий и объективную оценку итогов их результативности.
II. Основные цели и задачи программы
Главные цели программы:
1.Выявление и устранение коррупционных схем, усиление гарантий, обеспечивающих реализацию политики государства в социальной, экономической и политической сфере.
2. Обеспечение защиты системы государственной и военной службы от деструктивного влияния коррупционных процессов, повышения ее прозрачности и подотчетности.
3. Объединения усилий Министерства и ОНС в деле противодействия коррупции и повышение информированности населения и гражданского общества.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
1. Осуществление постоянного антикоррупционного мониторинга в Министерстве.
2. Развитие и поддержка механизмов противодействия коррупции в подведомственных и структурных подразделениях Министерства.
3. Формирование и поддержка механизмов общественного антикоррупционного контроля в Министерстве.
4. Реализация государственной поддержки общественной антикоррупционной деятельности.
5. Расширение круга мероприятий в Министерстве по антикоррупционному просвещению, обучению и пропаганде.
6. Совершенствование механизма проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов Министерства.
7. Совершенствование системы кадрового обеспечения и контроля по соблюдению ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и военной службы в Министерстве.
8. Совершенствование антикоррупционных механизмов в сфере закупок и повышение прозрачности процедуры ее проведения.
9. Обеспечение информационной прозрачности деятельности Министерства, его структурных и подведомственных подразделений.
10. Повышение эффективности взаимодействия Министерства, его структурных и подведомственных подразделений в деле противодействия коррупции. .
Для оценки эффективности реализации поставленных целей будут использоваться следующие индикаторы и показатели:
– доля нормативных правовых актов Министерства с выявленными коррупциогенными факторами;
– доля нарушений законодательства о размещении заказов, имеющих коррупционную направленность, выявленных в ходе проверок уполномоченным органом;
– доля обращений по вопросам коррупционных проявлений по которым приняты меры реагирования;
– доля материалов, по которым возбуждены уголовные дела на сотрудников;
– уровень коррупции в Министерстве;
– доля государственных служащих, военнослужащих, служащих Министерства допустивших нарушения антикоррупционного законодательства;
– количество публикаций в СМИ об антикоррупционной деятельности в Министерстве;
– количество проведенных мероприятий в Министерстве по антикоррупционной пропаганде и обучению.
III. Перечень программных мероприятий
Программа основывается на реализации комплекса мероприятий по следующим основным направлениям:
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации антикоррупционной политики Министерства;
2. Предварительная антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства;
3. Определение в Министерстве отраслевых условий и причин проявления коррупции и коррупционных рисков и механизмов, их устранения;
4. Совершенствование в Министерстве системы кадрового обеспечения и контроля по соблюдению ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и военной службы;
5. Повышение открытости и обеспечение информационной прозрачности деятельности Министерства;
6. Взаимодействие с Общественным наблюдательным советом( институтами гражданского общества) по вопросам реализации антикоррупционной политики в Министерстве;
7. Антикоррупционное образование и пропаганда антикоррупционного поведения сотрудников Министерства;
8. Внедрение в Министерстве принципов добросовестного управления и этических стандартов на государственной и военной службе.
Управление реализацией программы будет осуществляться с учетом необходимости координации усилий подведомственных и структурных подразделений Министерства.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Программа предусматривает выполнения мероприятий, не требующие дополнительного финансирования.
V. Механизм реализации программы
Координацию мероприятий в рамках Программы осуществляет комиссия Министерства по предупреждению и борьбе с коррупцией.
Для осуществления отдельных мероприятий Программы могут разрабатываться планы их реализации, с указанием конкретных работ, ответственного должностного лица соответствующего подразделения, сроков их выполнения, необходимые для осуществления того или иного мероприятия.
Для проведения мероприятий, требующих коллективных усилий, могут создаваться рабочие группы. В целях повышения эффективности программы реализация отдельных мероприятий осуществляется совместно с правоохранительными и иными государственными и местными органами власти (по согласованию).
В качестве показателя достижения непосредственного результата выполнения задач программы предполагается использовать количественные и качественные показатели, в том числе определяемые социологическими методами. Измерение показателей эффективности будет осуществляться в ходе регулярного мониторинга процесса осуществления отдельных мероприятий Программы и их результатов. В процессе мониторинга будет учитываться количество и характер обращений и отзывов граждан на действия должностных лиц, статистическая информация, представленная государственными органами и органами местного самоуправления , а также анализ информационной среды.
Для повышения эффективности реализации мероприятий программы и снижения возможного негативного влияния государственных служащих на осуществление данных мероприятий предлагается следующая технология:
– проведение обучения должностных лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики ;
– руководителям структурных и подведомственных подразделений Министерства предлагается самостоятельно определить ведомственные планы противодействия коррупции с учетом их участия в реализации программных мероприятий;
– введение процедуры оценки результативности реализации мероприятий на основе набора показателей.
Контроль за реализацией программы в соответствии с закрепленными полномочиями возложен на статс-секретаря Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики
VI. Оценка социально-экономической эффективности программы
Для оценки эффективности реализации программы используются следующие показатели:
6.1. Доля нормативных правовых актов с выявленными коррупциогенными факторами. Показатель определяется как отношение количества проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов с выявленными коррупциогенными факторами к количеству проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, прошедших антикоррупционную экспертизу. Выражается в процентах.
6.2. Доля нарушений законодательства о размещении заказов, имеющих коррупционную направленность, выявленных в ходе проверок уполномоченным органом. Показатель определяется как отношение количество нарушений законодательства о размещении заказов, имеющих коррупционную направленность, выявленных в ходе проверок уполномоченным органом к общему количеству нарушений, выявленных в ходе проверок уполномоченным органом. Выражается в процентах.
6.3. Доля обращений по вопросам коррупционных проявлений, по которым приняты меры реагирования. Показатель определяется как отношение количества обращений юридических и физических лиц по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных служащих, военнослужащих сведения по которым подтвердились и в их отношении приняты меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) к общему количеству обращений по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных служащих, военнослужащих. Выражается в количественном показателе.
6.5. Доля материалов, по которым возбуждены уголовные дела на сотрудников. Показатель определяется как количество материалов, подтверждающих коррупционную составляющую в деятельности государственных служащих, военнослужащих переданных в государственные органы, по которым были возбуждены уголовные дела к общему количеству материалов, подтверждающих коррупционную составляющую в деятельности государственных служащих, военнослужащих по результатам проведенных проверок. Выражается в процентах.
6.6. Доля государственных служащих, военнослужащих допустивших нарушения антикоррупционного законодательства. Показатель определяется как количество государственных служащих, военнослужащих допустивших нарушения антикоррупционного законодательства к общему количеству государственных служащих, военнослужащих. Выражается в процентах.
6.7. Количество публикаций в СМИ об антикоррупционной деятельности. Показатель определяется как количество публикаций в средствах массовой информации об антикоррупционной деятельности Министерства, структурных и подведомственных подразделений. Выражается в количественном показателе.
6.8. Количество проведенных мероприятий по антикоррупционной пропаганде и обучению. Показатель определяется как количество мероприятий антикоррупционной направленности, в том числе проведенных совместно с ОНС (институтами гражданского общества) и другими организациями. Выражается в количественном показателе.
Обязательным условием оценки эффективности программы является полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий. Реализация всего комплекса антикоррупционных мероприятий ведет к укреплению законности и правопорядка в подразделениях.
Ожидаемые результаты реализации программы:
– совершенствование организационного и методического обеспечения оценки состояния коррупции, обеспечение эффективной реализации антикоррупционной политики;
– совершенствование государственной антикоррупционной деятельности, изучение состояния коррупции, обеспечение гласности и прозрачности принимаемых мер;
– повышение качества правовых актов, издаваемых Министерством за счет проведения антикоррупционной экспертизы, совершенствование нормативной правовой базы;
– внедрение рейтинговой системы оценки коррупционности подразделений;
– повышение правовой культуры сотрудников, формирование в общественном сознании нетерпимости к коррупционным проявлениям;
– укрепление доверия населения и граждан к Министерству;
– сокращение доли граждан, столкнувшейся с проявлениями коррупции;
– уменьшение издержек населения и организаций на преодоление административных барьеров;
– повышение эффективности взаимодействия всех субъектов антикоррупционной политики
Перечень программных мероприятий
№ п/п | Мероприятие | Сроки реализации | Исполнители | |
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации антикоррупционной политики. |
||||
1.1 | Разработка целевой программы на срок до 2014 года по антикоррупционной пропаганде, антикоррупционному обучению и других мерах повышения эффективности антикоррупционной политики в МЧС КР. | 3 квартал 2013 г | Статс-секретарь, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией | |
1.2 | Разработка, введение в действие и реализация ведомственных планов антикоррупционной деятельности на 2013-2014 года, своевременная их корректировка с учетом возможных изменений в законодательстве. | 3 квартал 2013 года | Заместители министра, руководители подведомственных и структурных подразделения МЧС КР | |
1.3 | Подготовка и представление министру сводного отчёта о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в МЧС КР. | ежеквартально | Статс-секретарь, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией | |
1.4 | Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции в связи с развитием законодательства, а также на основе обобщения положительной практики правоприменения. | Постоянно | Комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, отдел правового обеспечения МЧС КР
|
|
1.5 | Рассмотрение вопросов реализации антикоррупционной политики на коллегии МЧС КР. | 1 раз в полугодие | Статс-секретарь, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией
|
|
2. Предварительная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов |
||||
2.1 | Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов МЧС КР. | постоянно | Отдел правового обеспечения МЧС КР | |
2.2 | Проведение обучения государственных служащих МЧС КР организации и методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. | 2-ое полугодие 2013 года | Отдел правового обеспечения МЧС КР | |
2.3 | Проведение анализа результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов МЧС КР проведенных Министерства юстиции КР, а также независимыми экспертами. Размещение результатов на официальном сайте МЧС КР. | 1 раз в полугодие | Отдел правового обеспечения, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией | |
3. Определение отраслевых условий и причин проявления коррупции и коррупционных рисков и механизмов их устранения. |
||||
3.1 | Представить предложения в Министерство финансов КР по разработке проекта постановления Правительства КР «Об утверждения Положения о правилах проведения электронных государственных закупок и электронного обратного аукциона» | До конца 3квартала 2013 года | УЗНиТ,ОТО, одел правового обеспечения, структурные и подведомственные подразделения МЧС КР | |
3.2 |
Представить предложения в Министерство финансов КР по определению единого органа по осуществлению государственных закупок. Внедрение электронной системы проведения государственных закупок. | До конца 2013года | Заместители министра, УЗНиТ,ОТО МЧС КР | |
3.3 | Анализ причин признания торгов по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг несостоявшимися. | Ежеквартально | Заместители министра, УЗНиТ, сектор внутреннего аудита МЧС КР | |
3.4 | Обеспечение открытости и доступности информации о бюджетном процессе МЧС | в 2013-2014года | УФБУиО МЧС КР | |
3.5 | Проведение проверок фактического исполнения гражданско-правовых договоров с целью выявления фактов нецелевого, неэффективного использования и хищения бюджетных средств. | По мере
получения данных |
Сектор внутреннего аудита МЧС КР | |
4. Совершенствование системы кадрового обеспечения и контроля по соблюдению ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и военной службы. |
||||
4.1 | Проведение проверок сведений, содержащихся в уведомлении представителя структурного или подведомственного подразделения МЧС КР, о фактах обращения в целях склонения государственного служащего и должностного лица к совершению коррупционных правонарушений. |
Ежегодно |
Заместители министра, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией | |
4.2 | Размещение в средствах массовой информации публикаций о привлечении к ответственности должностных лиц МЧС КР за коррупционные правонарушения, связанные с использованием служебного положения, на основании материалов, предоставляемых Комиссией МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией. | Ежеквартально,
по мере получения данных |
Пресс-служба МЧС КР | |
4.3 | Представить предложения в Государственную кадровую службу КР по усовершенствованию системы найма и обеспечения служебного роста сотрудников путем повышения значения объективно проверяемых критериев профессионализма и компетентности. | До конца 2013 года | Статс-секретарь, отдел кадров МЧС КР
|
|
4.4 | Повысить качество и действенность работы комиссий по этике, собрания офицеров и прапорщиков по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих, военнослужащих и урегулированию конфликтов интересов, анализа жалоб и обращений граждан о фактах коррупции. | Ежеквартально | Статс-секретарь, заместители министра, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, руководители структурных и подведомственных подразделений МЧС КР | |
4.5 | Подготовка и проведение комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению госслужащими и военнослужащими ограничений, касающихся получения подарков и иных знаков внимания. | В течении 4 квартала 2013года | Статс-секретарь, заместители министра, отдел кадров МЧС КР, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, руководители структурных и подведомственных подразделений МЧС КР
|
|
5. Повышение открытости и обеспечение информационной прозрачности деятельности |
||||
4.6 | Оказание информационной поддержки деятельности Пресс-службе МЧС КР,СМИ КР, направленной на повышение активной гражданской позиции и формирование антикоррупционного поведения граждан Внедрение практики проведения «Круглых столов» и общественных слушаний, нацеленных на выявление и учет общественного мнения об информационной прозрачности деятельности МЧС КР, при этом использовать новые методы и формы тренингового обучения. | Постоянно | Статс-секретарь, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией
|
|
4.7 | Создание электронного ящика в антикоррупционном разделе сайта МЧС КР, нацеленного на прием предложений от граждан или инициативных групп граждан по совершенствованию антикоррупционной деятельности Министерства. | 3 квартал 2013года | Комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, Пресс-служба МЧС КР
|
|
4.8 | Обеспечение информационного взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов, занимающимися вопросами противодействия коррупции.
|
Постоянно | Комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, Пресс-служба МЧС КР
|
|
4.9 | Публиковать в СМИ КР и вейб-сайте МЧС КР отчеты об исполнении бюджета и инвестиционных проектов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. | В соответствии с утвержденными планами | УФБУ и О, Пресс-служба МЧС КР | |
6. Вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции |
||||
5.1 | На постоянной основе проводить совещания с участием руководителей структурных и подведомственных подразделений МЧС КР, представителей гражданского сектора и независимых экспертов по вопросам эффективности проводимой работ по противодействию коррупции и профилактике коррупционных и иных правонарушений, проблем препятствующих реализации антикоррупционных мер. | С начала 2014года | Статс-секретарь, заместители министра, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, руководители структурных и подведомственных подразделений МЧС КР
|
|
5.2 | Использование общенациональной платформы «За законность, политическую транспарентность, общественную безопасность и права человека» в качестве площадки для проведения дискуссий и обсуждения вопросов борьбе с коррупцией, с участием представителей МЧС КР, АДС КР,ИГО. | 1квартал 2014года | Статс-секретарь, ОНС, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией | |
5.3 | Организация мероприятий по разъяснению общественности ее прав при взаимодействии с МЧС КР, а также основных положений нормативных правовых актов КР регулирующих деятельность МЧС КР. | Ежеквартально | Статс-секретарь, заместители министра, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, руководители структурных и подведомственных подразделений МЧС КР
|
|
5.4 | Обеспечить постоянное функционирование и действенность Общественных приемных, «телефонов доверия», позволяющих населению, гражданам сообщать о фактах коррупции, причинах и условиях способствующих их совершению. | 2 полугодие 2013 года | Советник министра, Пресс-служба, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, руководители структурных и подведомственных подразделений МЧС КР
|
|
7. Антикоррупционное образование и пропаганда антикоррупционного поведения сотрудников |
||||
6.1 | Проведение обучающих семинаров для государственных служащих, военнослужащих МЧС КР по различным направлениям деятельности в рамках антикоррупционной тематики. | постоянно | Статс-секретарь, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, руководители структурных и подведомственных подразделений МЧС КР
|
|
6.2 | Подготовка информационных и методических материалов по антикоррупционному просвещению. | I полугодие 2014 года | Комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, ЦПиПС ГЗ | |
6.3 | Внедрение использования информационных и методических материалов по антикоррупционному просвещению. | В течение периода действия программы | Комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, руководители структурных и подведомственных подразделений МЧС КР
|
|
6.4 | Создание антикоррупционной библиотеки на официальном вейб-сайте МЧС КР. | I-2 полугодие 2014 года | Комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, ЦПиПС ГЗ | |
6.7 | Проведение лекционных занятий по курсу «Антикоррупционная деятельность в органах государственной власти и органах местного самоуправления» в подведомственных и структурных подразделениях МЧС КР. | По отдельному плану | ЦПиПС ГЗ, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией | |
6.8 | Размещение в печатных средствах массовой информации материалов о профилактике правонарушений в сфере противодействия коррупции в МЧС КР. | По итогам квартала | Пресс-служба МЧС КР | |
6.9 | Привлечение общественных и иных некоммерческих организаций к антикоррупционному просвещению, пропаганде и обучению. | Постоянно | Статс-секретарь, заместители министра, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией, руководители структурных и подведомственных подразделений МЧС КР
|
|
8. Внедрение принципов добросовестного управления и этических стандартов на государственной и военной службе |
||||
7.1 | Включить в содержание квалификационного экзамена и аттестации государственных служащих и военнослужащих вопросов на знание антикоррупционного законодательства. | 1квартал 2014года | Статс-секретарь, отдел кадров МЧС КР | |
7.2 | Предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей государственных служащих и военнослужащих в МЧС КР | Постоянно согласно требованиям законодательства | Статс-секретарь, заместители министра, отдел кадров, руководители структурных и подведомственных подразделений МЧС КР | |
7.3 | Организация обучения руководителей структурных и подведомственных подразделений МЧС КР, начальников отделов и управлений ЦА МЧС КР по правильному применению нормативных правовых актов при ведении дисциплинарной практики. | 2 полугодие 2013 года | Статс-секретарь, заместители министра, отдел кадров МЧС КР | |
7.4 | Подготовка и проведение семинара по вопросам этики госслужащих, военнослужащих, направленной на повышение активной гражданской позиции и формирование антикоррупционного поведения. | 2квартал 2014года | Статс-секретарь, ОНС, комиссия МЧС КР по предупреждению и борьбе с коррупцией |