Перспективный план стратегического развития

0
562 просмотров

 СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Общая оценка текущей ситуации

  • 1. Анализ ситуации – стр. 3-4
  • 2. Достижения и проблемы – стр. 5-13
  1. Достижения — стр. 5-10
  2. Проблемы – стр. 10-13

 

Глава 2. Цель, приоритеты, задачи

  • 1. Цель, приоритеты – стр.13-14
  • 2. Задачи:

— приоритета 1. Развитие системы мониторинга и прогнозирования опасных природных, техногенных процессов и явлений – стр. 14-15

— приоритета 2. Предупреждение как основа защиты населения и — территорий от чрезвычайных ситуаций – стр. 15-17

— приоритета 3. Готовность к чрезвычайным ситуациям для обеспечения эффективного реагирования – стр. 17-18

— приоритета 4. Социальная защищенность сотрудников – стр. 18

 

Глава 3. Реализация и заключение

  • 1.Реализация– стр. 18
  • 2.Заключение: — стр.18-19

 Ожидаемые результаты

Благоприятные факторы

Возможные риски

 

Настоящий Перспективный план стратегического развития Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики разработана в целях определения приоритетов действий по развитию министерства на период 2018-2022 годы и в соответствии с Решением совета безопасности Кыргызской Республики от № 2 от 31 июля 2017 года «О мерах по повышению эффективности работы системы предотвращения чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республики».

Данный Перспективный план стратегического развития МЧС КР (далее Перспективный план) разработан с учетом реализуемых государственных программ и отраслевых стратегических документов: Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, Программы Правительства по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, Концепции региональной политики Кыргызской Республики на 2018-2022 годы, недавно принятой программы Правительства “Жаңы доорго-кырк кадам” и Стратегии комплексной безопасности населения и территорий Кыргызской Республики в чрезвычайных и кризисных ситуациях до 2020 года в рамках, реализуемых задач и функций Министертства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.

 

Глава 1. Общая оценка текущей ситуации

 

  • 1. Анализ ситуации

Особенностью территории Кыргызской Республики являются экстремальные природные условия и горные системы, приводящие к многочисленным стихийным бедствиям природного и техногенного характера. Кыргызской Республике присущи природные опасные процессы и явления, приводящие к чрезвычайным ситуациям, к ним относятся селевые потоки, паводки, подтопления, снежные лавины, оползни, сильные ветры, землетрясения и др. Антропогенные факторы также имеют существенное воздействие на природную среду и приводят к бедствиям техногенного характера, в их число входят обрушения на шахтах, авиакатастрофы, участившиеся случаи крупных ДТП и пожаров.

Анализ последних лет свидетельствует об устойчивой тенденции роста, так в период 1991-2000 годы — среднестатистическое число чрезвычайных ситуаций в год составило — 123, в 2001-2010 годы — 235, в 2011-2016 годы — 313.

  По видам зарегистрированные чрезвычайные ситуации в уменьшающемся порядке распределены следующим образом: селевые потоки и паводки, лавины, крупные пожары, сильные ветры, крупные ДТП, землетрясения, оползни, подтопления связанные с повышением уровня грунтовых вод и другие виды.         В период с 2011 по 2016 год прямой материальный ущерб составил 5 млрд. 834 млн. сомов.

  Не утешительные прогнозы климатических специалистов говорят о том, что по причине климатических изменений частота возникновения гидрометеорологических опасных процессов и явлений будет увеличиваться.

Помимо краткосрочных последствий, таких как прямые экономические потери, чрезвычайные ситуации оказывают негативное влияние на долгосрочное развитие общества и его безопасность. Негативные последствия от чрезвычайных ситуаций приводят к  повышению уязвимости республики в социальной, экономической и экологической сферах, имеющей «тормозящий» эффект для устойчивого развития республики.

В этой связи, снижение риска чрезвычайных ситуаций и устойчивое развитие человека являются взаимодополняющими целями. Практика показывает, что чрезвычайные ситуации несоразмерно воздействуют на малообеспеченных граждан в условиях слабого развития государственных и муниципальных услуг, ограниченного потенциала управления и институциональных систем в сфере снижения риска чрезвычайных ситуаций.

Необходимо отметить, что новая программа Правительства КР «Жаңы доорго-кырк кадам” ставит в центр внимания «человека» и направлена на достижение трех основных целей: экономическое благосостояние народа, социальное благополучие, безопасность и благоприятная среда для жизни граждан.

Таким образом, для комфортного и безопасного проживания граждан МЧС как уполномоченный государственный орган исполнительной власти Кыргызской Республики в сфере гражданской защиты во взаимодействии с другими заинтересованными сторонами должно принимать адекватные меры по обеспечению комплексной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Для этого в первую очередь необходимо построить сильное министерство, способное предвидеть риски бедствий, развивая методы прогноза, проводить политику их предупреждения и эффективного реагирования при возникновении.

В соответствии с Положением целью деятельности министерства является выработка и реализация единой государственной политики в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии.

Основными задачами Министерства являются:

— осуществление мониторинга и прогнозирования опасных природных, техногенных процессов и явлений, планирование мероприятий Гражданской защиты, подготовки органов управления, сил Гражданской защиты и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

— предупреждение, проведение превентивных защитных мероприятий от чрезвычайных ситуаций;

— организация и проведение поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, ликвидация последствий ЧС, оценка их масштабов.

 

 

 

  • 2. Достижения и проблемы
  1. Достижения

1) Мониторинг и прогнозирование опасных природных, техногенных процессов:

— принята и реализуется программа «Комплексный мониторинг и прогнозирование опасных природных процессов с учетом применения геоинформационных технологий  и дистанционного зондирования на 2015-2017 гг.» (ППКР от 23 апреля 2015г. №255), разработано технико-экономическое обоснование для создания Единой системы мониторинга и прогнозирования бедствий;

— с применением GPS составлена единая база данных (каталог) оползней Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей и на оползневых участках создается реперная сеть наблюдения движения землянных масс

— проведены целевые научно-исследовательские работы и инженерно-геологические изыскания для оценки оползневых рисков на населенные пункты и жилым домам;

— введена в действие программа информационной платформы GeoNode состоящая из 157 слоев и 23 карты по видам опасных природных процессов с географической привязкой зон их распространения;

— разработана интерактивная электронная карта Кыргызской Республики с участками проявления опасных природных процессов и информации о силах и средствах Гражданской защиты;

— ежегодно издаются сводная, областные и районные Книги мониторинга прогнозирования опасных природных процессов на территории Кыргызской Республики для министерств, ведомств, областей, районов и органов местного самоуправления.

 

2) Мониторинг и прогнозирование опасных природных явлений (Кыргызгидромет).

При поддержке международных организаций (ВБ, программ ООН, Финкомет) проведена модернизация гидрометеорологической наблюдательной сети Кыргызской Республики:

— установлены АМС на 33 метеостанциях, на 11 гидропостах проведены ремонтно-восстановительные работы, 2 гидропоста оснащены автоматическими гидрометеорологическими приборами и оборудованием;

— создан Центр сбора данных, установлен аппаратно-программный комплекс по визуализации гидрометеорологических данных;

— создан аппаратно-программный комплекс «Митра» для приёма и распределения гидрометеорологической информации из мировых прогностических центров и последующей её визуализации;

— создан региональный учебный центр по наблюдениям на озерах и водохранилищах в г. Чолпон-Ата, установлено оборудование для внедрения системы дистанционного обучения в административном здании Кыргызгидромета;

— ведётся работа по созданию веб-портала Кыргызгидромета и для долговременного хранения осуществляется оцифровка архива Кыргызгидромета с бумажных на электронные носители;

— установлена и адаптирована локальная модель WRF – ARW для повышения качества метеорологических прогнозов;

— установлена пилотная станция по качеству воздуха в Бишкеке, на территории озерной обсерватории Чолпон-Ата установлена автоматическая станция по измерению парниковых газов;

— проводится работа по повышению аналитического потенциала Кыргызгидромета и обучение специалистов разработке сценариев изменения климата в Кыргызстане до 2100 года.

3) Управление и рекультивация хвостохранилищ и горных отвалов:

— разработана «Программа поддержки объектовых систем мониторинга окружающей среды и ведомственного надзора объектов бывших урановых производств Кыргызской Республики» по мониторингу окружающей среды вокруг хвостохранилищ и горных отвалов, находящихся в ведении МЧС КР;

         — начаты строительно-монтажные работы на объектах рекультивации в н.п. Мин-Куш, Каджи-Сай в соответствии с Межгосударственной Целевой Программой «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств»;

— разработано ТЭО по восстановлению площадок в н.п. Мин-Куш и Шекафтар и проводятся переговоры с Европейским Союзом по их рекультивации;

         — начаты работы по разработке ТЭО для определения вариантов рекультивации на объектах в Майлуу-Суу в рамках проекта «Управление и ремедиация площадок уранового наследия высокого риска в Средней Азии»;

— заключено рамочное соглашение между Кыргызской Республикой и Европейским Банком Реконструкции и Развития «О проведении операций по счету экологической реабилитации для Центральной Азии в Кыргызской Республике»;

— для обеспечения безопасности хвостохранилищ и горных отвалов, находящихся в ведении МЧС КР, в период 2013-2016 гг. проведены аварийно-восстановительные работы на сумму 39 млн. 216,3 тыс. сом., на объектах в н.п. Майлуу-Суу, Шекафтар, Сумсар, Мин-Куш и Каджи-Сай.

4) Превентивные и ликвидационные мероприятия (АВР, СПЛМ, «зеленый проект»):

— в 2013-2016 гг. по План-прогнозам аварийно-восстановительных работ введено в эксплуатацию 365 объектов с основными фондами на сумму 1533,59 тыс. сом, при этом защищено 85 804 дворов и 50 164 га сельхозугодий. Средний коэффициент экономической эффективности от вложенных средств составил 9,9;

         — в 2013-2016 гг. по реализации специальных превентивных и ликвидационных мероприятий (СПЛМ) проведены работы на 1363 объектах, при этом защищено 58 262 двора и 22 025,21 га сельхозугодий. Средний коэффициент экономической эффективности от вложенных средств составил  14,5;

— в рамках «зеленого проекта» на площади 736,42 га, посажено 449 876 саженцев и посеяно 2 316,4 кг семян, это позволит в будущем защитить 6306 жилых домов, 40 соцобъектов, 817,2 га сельхозугодий и др.

 

5) Подготовка органов управления, сил Гражданской защиты и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, за период 2013-2016 гг.:

— обучено 74 010 человек по Планам подготовки специалистов государственной системы Гражданской защиты КР  вопросам организации, ведения мероприятий по гражданской защите, а также правилам поведения и способам защиты от чрезвычайных ситуаций;

— обучено 45713 человек в рамках выездных занятий с модульным обучением, также в наиболее уязвимых городах и аильных аймаках обучено 3730 государственных и муниципальных служащих;

— внедрены в образовательных учреждениях республики занятия по программам «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

— переработаны и изданы информационные материалы для учебных заведений и населения;

— создано мобильное приложение «МЧС КР», доступное для бесплатного скачивания в приложении Play Маркет;

— принята Концепция информационной политики Гражданской защиты;

— проводится информационная компания с трансляцией в СМИ видеосюжетов, роликов и специальных программ о чрезвычайных ситуациях.

 

6) Информирование и раннее оповещение о чрезвычайных ситуациях.

Завершены два этапа по созданию и развитию Единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях (ЕИУС) в Кыргызской Республике состоящей из 3-х компонентов: единого органа повседневного управления — Центра управления в кризисных ситуациями (ЦУКС) МЧС КР, общегосударственной комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН) и единой государственной дежурно-диспетчерской службы — Системы-112:

— созданы два взаиморезервируемых центра в городах Бишкек и Ош, ситуационные залы во всех областных центрах республики, а также 4 передвижных пункта управления со всеми обеспечивающими средствами;

— введена в действие автоматизированная информационно-управляющая система, позволяющая обеспечить непрерывный информационный обмен между ЦУКС и региональными подразделениями Министерства;

— созданы ситуационные залы в МВД, Министерстве сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации, Министерстве здравоохранения и Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики;

— создана единая государственной дежурно-диспетчерской служба — Системы-112, охватывающей 66 дежурно-диспетчерских служб (ДДС). В течение 2015-2016 гг. от населения поступило 761 134 звонка по различным вопросам.

 

7) Реагирование на чрезвычайные ситуации:

— в период с 2013 по 2016 гг. подразделениями министерства спасено 1584 человека;

— создано 27 пожарно-спасательных подразделений;

            — построено 5 современных пожарные депо в г.Нарын (ПСЧ №16), в г.Баткен (ПСЧ №26), в Чаткалском районе н.п.Каны-Кыя (ПСЧ №81), в  г.Кант (ПСЧ №27) и Иссык-Кульском районе н.п.Булан-Соготту;

— создан учебно-тренировочный комплекс в г. Чолпон-Ата и проведено строительство двух учебно-тренировочных полигонов, водолазного пирса и тренировочного стенда;

— проведено 6 международных тренинга по водолазному делу с участием представителей из стран участниц МОГО;

— проведена оптимизация структур МЧС, согласно которой подразделения Агентства государственной противопожарной службы объденены с областными и городскими (гг.Бишкек, Ош) управлениями МЧС.

8) Развитие нормативной правовой базы.

В целях улучшения нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность Гражданской защиты и МЧС:

— в 2013-2016 гг. Правительством Кыргызской Республики принято 108 различных НПА;

— принят Закон КР «Об обеспечении пожарной безопасности»;

— внесены изменения и дополнения в Закон КР «О гидрометеорологической деятельности в Кыргызской Республике»;

— разработан проект новой редакции Закона КР «О гражданской защите»;

— проводится работа по внедрению приоритетных направлений Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг., разработана Стратегии комплексной защиты населения и территорий Кыргызской Республики до 2030 г.;

— одобрены методические рекомендации и инструкции для практического применения ОМСУ в вопросах организации, планирования и ведения Гражданской защиты;

— проведена работа по составлению планов действий на чрезвычайные ситуации и паспортов безопасности для айыл окмоту.

 

9) Международное сотрудничество.

Руководствуясь принципами внешней политики Кыргызской Республики, МЧС Кыргызской Республики ведет активное, разностороннее и многовекторное международное сотрудничество по противодействию природным и техногенным бедствиям.

В рамках  двустороннего сотрудничества и сотрудничества в рамках интеграционных объединений ведется обмен информацией, проводятся на регулярной основе встречи руководителей и специалистов,  обеспечивается постоянное взаимное оповещение об угрозе и возникновении ЧС на приграничных территориях, осуществляется взаимодействие в вопросах предупреждения и ликвидации пожаров, аварий и других стихийных бедствий природного и техногенного характера, ведется работа по развитию сотрудничества в области подготовки кадров и повышения квалификации сотрудников Министерства.

Реализуются проекты:

— по созданию и развитию Единой информационно-управляющей системы Кыргызской Республики в кризисных и чрезвычайных ситуациях;

— по созданию Единой системы мониторинга опасных природных процессов;

— по модернизации гидрометеорологического обслуживания;

— по проведению практических превентивных мероприятий, в том числе зеленые проекты;

— по рекультивации хвостохранилищ и горных отвалов;

— по повышению потенциала спасательных и пожарных подразделений, повышению информированности населения о чрезвычайных ситуациях.

 

10) Решение социальных вопросов.

Министерством  проводилась работа по улучшению жилищно-социальных условий работников подразделений  МЧС КР. В 2004-2017 годы  365 сотрудников Министерства улучшили свои жилищные условия:

— в 2004 году для сотрудников Министерства в г. Ош по ул. Салиевой был построен 80-квартирный ведомственный дом;

— в 2009 году в г. Ош построен 60-ти квартирный дом по ул. Раззакова;

— в 2012 году для сотрудников МЧС КР  было выделено 12 квартир в г. Ош,  построенных Дирекцией по восстановлению городов Жалал-Абад и Ош;

— в 2014-2015 годы построены 2 жилых дома по 18 квартир на территории ГЦПС МЧС КР в с.Беловодское;

— в 2016 году в соответствии с распоряжением Правительства «Об обеспечении служебным жильем военнослужащих Вооруженных сил и иных воинских формирований и сотрудников правоохранительных органов» Министерству выделено 15 квартир в г. Ош;

  — в 2017 году введены в эксплуатацию три 9-этажных дома на 162 квартиры.

  1. Проблемы.

1) Мониторинг и прогнозирование опасных природных процессов:

— изучением опасных природных процессов и выработкой прогноза их активизации в республике занимаются разные ведомства, научно-исследовательские институты, структурные подразделения министерств, организации и образовательные учреждения. При этом, отмечается  неполный охват всех наиболее опасных природных процессов;

— не на должном уровне ведется информационное взаимодействие в области прогнозирования ЧС между подразделениями министерств и ведомств. Отсутствует четкий механизм (порядок) обмена данными и информацией по результатам наблюдений и прогноза за рисками;

— существующая схема информационного обмена в государственной системе Гражданской защиты регулирует обмен информацией между государственными структурами исключительно в момент угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций и доступ к информации (базам данных) зачастую является закрытым и требует выполнения запросов;

— устаревшая сеть наблюдений мониторинга опасных природных процессов.

2) Гидрометеорологическое наблюдение.

Прилагаемые усилия в рамках реализуемых проектов не покрывают всех современных нужд для модернизации Кыргызгидромета и потребностей секторов экономики и населения в качественных климатических информационных услугах, в том числе предсказаний погодных опасных явлений.

Должным образом не налажено межсекторальное взаимодействие с погодозависимыми экономическими и социальными секторами (сельское и водное хозяйства, энергетика, строительство, транспорт, горная добыча, здравоохранение и т.д.).

Сохраняется потребность в повышении технического, кадрового и аналитического потенциала в таких направлениях как гидрология, агрометеорология, а также снеголавинной и гляциологической службах.

3) Управление и рекультивация хвостохранилищ и горных отвалов.

Несмотря на проводимые мероприятия, в управлении и поддержании на безопасном уровне урановых и токсичных  хвостохранилищ существует ряд нерешенных вопросов:

— в слабой роли государственного управления, координации и контроля в области обеспечения долгосрочной радиационной безопасности;

— существуют пробелы в НПА по определению регуляторных функций между ГАООСЛХ при ПКР,  МЧС, Минздрава, Минэконома и ГИЭТБ при ПКР по устойчивому управлению  радиоактивными отходами;

— отсутствуют специальные государственные программы по улучшению радиационно-экологического мониторинга, повышению потенциала и осведомленности населения, проведению мероприятий медико-гуманитарного направления.

 

4) Проведение  аварийно-восстановительных работ на защитных сооружениях, специальных предупредительных и ликвидационных работ.

Основной проблемой в проведении превентивных (защитных) инженерных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций является несвоевременное и недостаточное финансирование, что приводит к вынужденной приостановке проводимых работ, влияющей на  эффективность принимаемых мер.

Также, дефицит государственного бюджета не позволяет в полном объеме выполнять проектно-изыскательские работы, являющиеся основой для планирования и проведения превентивных защитных мероприятий, а также научно-технической деятельности по внедрению новых методов и технологий строительства.

  Количество и протяженность защитных сооружений из года в год увеличивается, вследствие чего увеличиваются и объемы аварийно-восстановительных работ, ПИР, работ по технической эксплуатации селезащитных сооружений и др. Из-за разбросанности объектов, крайне неудовлетворительного технического состояния автотранспортных средств, иногда их отсутствие на местах, не производится своевременное обследование технического состояния защитных сооружений. Это негативно отражается на принятии экстренных мер при прохождении паводков и селевых потоков.

          Не на должном уровне ведется работа  по постоянному контролю качества строящихся объектов, технического состояния существующих сооружений из-за недоукомплектования надзорными техническими и эксплуатационными работниками.

5) Существует ряд проблем и в области защиты населения и территорий республики.

Одним из важнейших вопросов является слабая нормативная правовая база в сфере гражданской защиты.

Требуют переработки документы советских времен по гражданской обороне применительно к современным условиям.

Расположенные на территории республики защитные сооружения гражданской защиты введены в эксплуатацию более 30 лет назад и имеют значительный износ, аналогичная ситуация сложилась и с запасными пунктами управления.

Значительная часть имеющегося на складах мобилизационного резерва средств индивидуальной защиты для обеспечения населения имеет сверхнормативные сроки хранения и требует замены (последнее обновление запасов данного вида производилось в период 1980 – 1990 гг.).

  6) Основные проблемные вопросы в системе подготовки органов управления и сил Гражданской защиты и информирования населения в области Гражданской защиты.

  В большинстве случаев население однобоко воспринимает «безопасность жизнедеятельности». Понимая необходимость защиты жизни и здоровья при чрезвычайных ситуаций, забывает о важности проведения превентивных мер, не воспринимают потенциально опасные объекты, технику и процессы, как источники чрезвычайных ситуаций и зачастую провоцируют их возникновение. Кроме того, со стороны местных государственных администраций и ОМСУ не проводится целенаправленная работа по пропаганде знаний среди населения в сфере гражданской защиты.

   Недостаточный уровень подготовки должностных лиц в первую очередь обуславливается текучестью кадров в государственных органах и органах местного самоуправления, трудностью финансового обеспечения обучения органов управления, а также содержания специализированных подразделений либо штатных единиц, предназначенных для организации и ведения Гражданской защиты.

Слабая учебно-материальная база, ограниченное количество пропагандистских, наглядных пособий и оборудованных классов учебно-тренажерными комплексами для проведения практических занятий не позволяют в достаточной мере прививать необходимые знания.

 

7) Основные проблемные вопросы в системе реагирования.

В настоящее время в республике имеющиеся все пожарно-спасательные ДЕПО построены в начале 40-50-х годов, здания, сооружения, инфраструктура физически и морально устарели.

Боевые подразделения ослаблены в количественном отношении, обстановка усугубляется еще и тем, что радиус выезда согласно требований действующих нормативов должен составлять 5 км в городе и 25 км в сельской местности, а на сегодняшний день, в среднем по республике, радиус выезда пожарного подразделения составляет более 10 км в городе и более 100 км в сельской местности. Это негативно влияет на сроки реагирования и приводит к увеличению материального ущерба, получение травм и потере человеческих жизней.

Слабое обеспечение пожарно-спасательных подразделений спасательным оборудованием и снаряжением, средствам малой механизации, водолазными костюмами спасательными лодками и современными средствами связи, а также недостаток инженерной и специальной техники не позволяют оперативно решать вопросы реагирования и восстановления после чрезвычайных ситуаций.

Отсутствие авиационного парка приводит к дополнительным организационным и временным затратам при экстренном реагировании, оказании помощи пострадавшим и доставки гуманитарной помощи.

8) Информирование и раннее оповещение о ЧС

Несмотря на достигнутые результаты, до сих пор остаются ограниченными возможности Единой информационно-управляющей системы по реагированию на чрезвычайные и кризисные ситуации.

Не в полной мере решаются вопросы раннего оповещения, создания баз данных, разработки специальных программ прогнозирования и моделирования складывающейся ситуации, необходимых для принятия обоснованных решений.

9) Социальные вопросы

Несмотря на принимаемые меры вопрос обеспечения жильём остается только частично решенным. В настоящее время в системе МЧС работает более 5 тыс. человек и около 800 сотрудников состоят в списке на улучшение жилищными условиями.

Как известно, спасение людей, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций сопряжена с большими нагрузками на здоровье, психоэмоциональное состояние и сопровождается снижением или утратой профессиональной работаспособности. В этой связи необходимо выделить как проблему отсутствие в системе Министерства специального учреждения по реабилитации здоровья после участия в чрезвычайных ситуациях.

 

Глава 2. Цель, приоритеты, задачи

  • 1. Цель, приоритеты

          Настоящий Перспективный план рассчитан на период 2018-2022 годы и определяет основные цель и приоритетные направления развития Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики на среднесрочную перспективу.

         Перспективный план синхронизирован с программой Правительства Кыргызской Республики «Жаңы доорго – кырк кадам» и Стратегией комплексной  защиты населения защиты населения и территорий Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций на 2018-2030 годы и будет способствовать для их реализации.

Как отмечено ранее в анализе ситуации, для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций необходимо всесторонне повысить потенциал министерства как координирующего органа в сфере Гражданской защиты и исполнительного органа по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Исходя из этого, основной Целью Перспективного плана является — развитие потенциала министерства для “Спасения, защиты и помощи”.

         При этом, предлагается:

         — переориентировать деятельность министерства от ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций к их предупреждению, а также снижению рисков путем повышения готовности к реагированию;

         — применить принцип децентрализации управления и реагирования по масштабам и степени тяжести чрезвычайных ситуаций.

         Приоритетные направления:

         Для достижения основной цели предлагается определить следующие приоритетные направления деятельности:

  1. Развитие системы мониторинга и прогнозирования опасных природных, техногенных процессов и явлений;
  2. Предупреждение как основа защиты населения и территории от ЧС;
  3. Готовность к чрезвычайным ситуациям для обеспечения эффективного реагирования;
  4. Социальная защищенность сотрудников.

 

  • 2. Задачи

Приоритет 1. Развитие системы мониторинга и прогнозирования опасных природных, техногенных процессов и явлений

Мониторинг и прогнозирование развития опасных природных процессов и явлений являются “отправной точкой” для объективной и достоверной оценки ситуации и принятия эффективных мер.

Задачи приоритетного направления 1:

1) Создание Единой системы комплексного мониторинга и прогнозирования природных процессов (ЕСКМП) с применением геоинформационных технологий и дистанционного зондирования. Для решения задачи предлагаются меры:

  • создать центр обработки данных мониторинга опасных природных процессов и прогнозирования ЧС;
  • создать интернет-портал по обмену данными мониторинга и прогнозирования опасных природных процессов со средствами и сервисами хранения, каталогизации и обмена данными;
  • создать мобильные пункты  мониторинга  опасных природных процессов на базе  автомобилей       с измерительными приборами, средствами автоматизации, связи и передачи данных.

2) Улучшение гидрометеорологического обслуживания.

Необходимо реализовать следующие меры:

— создать межведомственный Центр по гляциологии и изменению климата для мониторинга и прогнозирования состояния ледников и прорывоопасных озер до 2022 года;

— модернизировать и восстановить снеголавинные станции на пер. Долон, Рават и снегомерную сеть;

— до 2019 года создать современный веб-портал и веб-сайт по предоставлению информации и автоматизации процессов гидрометеорологического обслуживания;

— восстановить деятельность типографии и возобновить деятельность по выпуску рекламных и других печатных изданий министерства;

— в 2018 году открыть учебный центр по  повышению квалификации и переподготовке специалистов гидрометеорологии.

3)  Обеспечение безопасного состояния хвостохранилищ и горных отвалов:

Для управления и поддержания на безопасном уровне урановых и токсичных хвостохранилищ необходимо:

— разработать ОВОС и ТЭО  для безопасного управления и принятию мер по рекультивации площадки в г.Майлуу-Суу в рамках проекта «Управление и ремедиация площадок уранового наследия высокого риска в Средней Азии»;

— к концу 2023 года завершить рекультивацию хвостохранилищ в н.п. Мин-Куш и Каджи-Сай в рамках Межгосударственной программы СНГ «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» (ранее ЕврАзЭС);

— до 2020 года разработать специальную государственную программу, направленную на улучшение управления за радиоактивными и токсичными отходами, повышения осведомленности населения.

Приоритет 2. Предупреждение как основа защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя целый комплекс задач.

Задачи приоритетного направления 2:

— подготовка органов управления, сил Гражданской защиты и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

— проведение  специальных предупредительных работ;

— подготовка, содержание защитных сооружений и обеспечение  средствами индивидуальной защиты;

— развитие материально-технической базы для предупреждения и реагирования на ЧС.

 

1) Подготовка органов управления, сил Гражданской защиты и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях необходимо реализовать следующие меры:

провести работу по развитию нормативной правовой базы в сфере Гражданской защиты в соответствие с современными условиями и требованиями;

— внедрить эффективные методы обучения в образовательную программу по вопросам Гражданской защиты;

— открыть на пилотной основе учебно-консультационные  пункты по пропаганде знаний в области Гражданской защиты в областных центрах и гг.Бишкек и Ош;

         — реализовать образовательные программы по обучению пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, ответственных за пожарную безопасность;

         — провести международные научно-практические конференции, семинары и встречи по подготовке руководителей и специалистов в сфере ГЗ, а также действиям населения при угрозе и возникновении ЧС;

         — провести обучение сотрудников (спасателей на воде) по заявкам  пансионатов, домов отдыха и других лечебно-оздоровительных учреждений, использующих водные объекты, для массового отдыха граждан на воде.

 

2) Проведение  специальных предупредительных работ, меры:

— провести работу с финансовыми институтами (Правительством КР, международными организациями) по выделению необходимых средств на проектно-изыскательские, научно-технические, аварийно-восстановительные и превентивные защитные мероприятия;

— увеличить долю выполнения проектно-изыскательских работ за счет собственных сил подведомственных подразделений Министерства для снижения нагрузки на республиканский бюджет;

— разработать и внедрить новые критерии по нагрузке одного надзорного технического, эксплуатационного работника для проведения надзора за ходом строящихся объектов и технического состояния существующих защитных сооружений и с учетом новых критериев увеличить их количество до необходимого;

— улучшить качество проведения СПЛМ.

 

3) Для подготовки, содержания защитных сооружений и обеспечения средствами индивидуальной защиты, предусмотрены меры:

— провести оценку текущего состояния защитных сооружений, находящихся на балансе министерства;

— привести защитные сооружения в соответствие с инструкцией;

— поэтапно обеспечить личный состав подразделений, выезжающих на ЧС, средствами индивидуальной защиты, приборами радиационно, химического, бактериологического контроля.

 

4) Развитие материально-технической базы для предупреждения и реагирования на ЧС.

Меры:

— приступить к изготовлению сборно-разборных щитовых жилых домов, юрт, палаток на базе СЦРЧС и ЮЦРЧС;

— создать стационарные и мобильные ремонтно-мастерские для инженерной, пожарной и специальной техники;

— модернизировать объединенной склад в г.Ош с привлечением  международных организаций;

— развить производственно-коммерческую деятельность хозрасчетных предприятий министерства.

Приоритет 3. Готовность к чрезвычайным ситуациям для обеспечения эффективного реагирования

 

Задачи приоритетного направления 3:

  • Развитие сил реагирования на ЧС

Меры:

  — создать 22 пожарно-спасательные части на местах;

  — осуществить  строительство новых пожарно-спасательных частей и реконструкцию имеющихся частей;

— провести строительство специальных пожарно-спасательных учебно- тренировочных полигонов в гг.Бишкек и Ош;

— создать объединенную испытательную лабораторию в г.Бишкек;

— провести дооснащение территориальных подразделений необходимым оборудованием для развертывания мобильных лагерей;

— создать национальные поисково-спасательные подразделения, соответствующие международным стандартам с целью присоединения в Международную консультативную группу по вопросам поиска и спасения (ИНСАРАГ);

— создать опертивно поисково-маневренную группу Водолазной службы;

—  обеспечить пожарно-спасательные подразделения необходимым спасательным оборудованием и снаряжением, средствам малой механизации, водолазными костюмами, спасательными лодками и современными средствами связи;

— обновить инженерную, пожарную и специальную технику подразделений;

— ввести в эксплуатацию аэродром «Байтик».

2) Развитие 3-х компонентов Единой информационно-управляющей системы в чрезвычайных и кризисных ситуациях.

Необходимо реализовать следующие меры:

обеспечить 100% внедрение Службы 112 во всех регионах республики;

— расширить диапазон Центра обработки вызовов в гг. Бишкек и Ош путем интегрирования программно-аппаратного комплекса (ПАК) СМС уведомления в Службу 112;

— обеспечить 100% расширение ОКСИОН на все регионы республики;

создать ситуационный центр МЧС.

 

Приоритет 4. Социальная защищенность сотрудников

Задача: Решение социальных вопросов

Меры:

— улучшить жилищно-бытовые условия сотрудников министерства;

— создать квартирно-эксплуатационную службу по учету и организации обеспечения жильём сотрудников министерства;

— провести работу по созданию реабилитационного центра спасателей в Иссык-Кульской области.

Глава 3. Реализация Перспективного плана и заключение

 

  • 1.Реализация Перспективного плана

 

Перспективный план является частью политики развития Министерства.

Реализация задач приоритетных направлений будет выполняться на основе плана мероприятий Перспективного плана в рамках республиканского бюджета и донорской помощи.

Для привлечения недостающих средств по основным приоритетным направлениям и повышения престижа министерства будет активизировано многостороннее международное сотрудничество в рамках СНГ, ШОС, ОДКБ, ОЭС и других региональных, международных организаций и интеграционных объединений.

 

Мониторинг и оценка.

Регулярный мониторинг и оценка выполнения задач Плана мероприятий Перспективного плана будет служить инструментом отслеживания прогресса его реализации и позволит принимать упредительные решения через внесение корректив в план.

Мониторинг и оценка будет проводиться отделом стратегического планирования МЧС КР на основе ожидаемого результата, определенного в каждом пункте  плана мероприятий Перспективного плана.

Перспективный план с соответствующими приложениями утверждается приказом МЧС КР.

 

  • 2.Заключение

 

Реализация Перспективного плана позволит:

— повысить потенциал министерства для решения задач защиты населения и территорий от ЧС;

— предотвратить и снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций;

— увеличить степень защищенности населения и территорий;

— снизить размеры социального, экономического и экологического ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Основными ожидаемыми результатами настоящего Перспективного плана являются:

         — снижение уровня смертности от стихийных бедствий;

— снижение прямых экономических потерь и ущербов.

Благоприятные факторы:

Для последовательного осуществления основных задач имеется ряд благоприятных факторов:

— стремление руководства по строительству «сильного» министерства;

— профессиональный кадровый состав и желание «сделать больше и лучше»;

— наличие многолетнего опыта с момента основания министерства;

— международное сотрудничество в области Гражданской защиты в целях привлечения иностранной грантовой и технической помощи.

Возможные риски при реализации Перспективного плана

         При реализации Перспективного плана могут оказать негативное влияние или препятствовать достижению задач следующие факторы:

— нестабильная обстановка;

— уменьшение ежегодного финансирования;

— нехватка человеческих ресурсов.

Print Friendly, PDF & Email

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.