Положение по предотвращению гендерного насилия

0
1 209 просмотров

Проект

Положение

о порядке межсекторального  взаимодействия  по предотвращению, пресечению и реагированию на  гендерное насилие  в условиях чрезвычайных ситуаций

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение  определяет порядок межсекторального  взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления  Кыргызской Республики, а также иных организаций и граждан  (далее – субъекты межсекторального взаимодействия)  по предотвращению, пресечению и реагированию на гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях природного,  техногенного, экологического,  биолого-социального и конфликтного характера.

1.2. В настоящем Положении  применяются следующие основные понятия:

безопасное место – временное или постоянное место,  обеспечивающие физическую безопасность лицам, пострадавшим от гендерного насилия;

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека;

гендерное насилие – это индивидуальные или коллективные насильственные действия, совершаемые преимущественно или исключительно в отношении девочек и женщин, основным мотивом которых является гендерная принадлежность. Для целей настоящего Положения под гендерным насилием понимается любой акт сексуального насилия, совершённый на основании полового признака, который причиняет или может причинить физическийполовой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни;

доступность получения помощи – возможность получения помощи любым лицом независимо  от  пола, вероисповедания, социальной, культурной, этнической принадлежности, возраста, семейного  положения, состояния здоровья, места  жительства, сексуальной  ориентации и  согласия  других лиц. Доступность  включает в себя возможность получения всех необходимых видов  помощи в  пределах  досягаемости  для  пострадавшего в пунктах   первой  помощи, а также возможность быть направленным, а   при необходимости –  доставленным  в другие  учреждения;

интимность – визуальная  и  акустическая  изоляция на  всех  этапах работы  с  лицом, пострадавшим от  гендерного насилия, отсутствие возможности у посторонних лиц  видеть пострадавшее лицо,  слышать  беседу  между  пострадавшим лицом  и  медицинским работником/психологом;

информированное осознанное согласие или отказ от помощи – принятие лицом, пострадавшим от гендерного насилия, осознанного решения о получении помощи или отказа от нее после предоставления медицинским работником/психологом информации о симптомах и осложнениях,  возможном дальнейшем развитии  событий и  последующих  процедурах, последствиях ее получения или отказа от нее. Для получения информированного осознанного согласия или отказа от помощи лицу, пострадавшему от гендерного насилия, должна быть предоставлена возможность  задавать  вопросы и  ожидать,  что  на них будут предоставлены своевременные,  полные  и  понятные ответы;

иные государственные и негосударственные организации  и граждане – любые коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие предупреждение, пресечение и реагирование на гендерное насилие в условиях чрезвычайных ситуаций (кризисные центры, социальные гостиницы, убежища, шелтеры, интернатные учреждения и др.);

ИППП – инфекции, передаваемые половым путем;

компетентность – оказание помощи  лицом, прошедшим специальную подготовку;

конфиденциальность – соблюдение в тайне любых сведений, касающихся факта гендерного насилия в отношении конкретного лица,  его  последствий, оказанной помощи и иных сведений, связанных с этим. Конфиденциальность обеспечивается отсутствием доступа посторонних лиц к данным сведениям;

координационный совет по предотвращению гендерного насилия  – орган, осуществляющий координацию и обеспечение учета гендерных аспектов в чрезвычайных ситуациях;

лицо, пострадавшее от гендерного насилия – женщина или девочка, мужчина или мальчик, пережившая/переживший гендерное насилие;

лица с особыми нуждами – беременные женщины, кормящие женщины, грудные дети, лица с ограниченными возможностями здоровья;

минимальный комплекс начальных мер – комплекс первоочередных мер, направленных на предотвращение и облегчение последствий гендерного насилия; препятствование  повышенной смертности и заболеваемости среди матерей и новорожденных; снижение риска передачи ВИЧ; планирование всесторонних мер  по охране репродуктивного здоровья  как в начале кризисных ситуаций, так и на их протяжении;

непрерывность – получение всей необходимой помощи  на  протяжении  всего  необходимого  времени;

помощь лицам, пострадавшим от гендерного насилия – все виды медицинской, психологической, социальной, юридической и иных видов помощи;

превентивный этап чрезвычайной ситуации – период времени, целью которого является разработка мер по предотвращению гендерного насилия;

сексуальное насилие – деяние, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу лица. Сексуальное насилие включает в себя любые действия, их попытки и угрозы, в том числе   эксплуатацию и совращение, которые наносят или могут нанести   физический и/или  психологический вред;

социальные службы – организации независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

уважение – вежливость, внимательность, сочувствие при оказании помощи, отсутствие осуждения;

физическая безопасность – отсутствие угрозы для жизни и здоровья при оказании и получении помощи;

чрезвычайная ситуация – обстановка, сложившаяся на определенной территории Кыргызской Республики в результате опасного природного или техногенного явления, аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, воздействия современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

экстренная психологическая помощь – это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события, в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации. Экстренная психологическая помощь оказывается в случае, когда в результате чрезвычайной ситуации или психотравмирующих событий возникли такие изменения в психической деятельности, которые, вызывая дезадаптацию личности, нарушают функциональное состояние личности, процессы волевого  контроля, возможность принятия решений, регуляции эмоционального состояния;

этапы чрезвычайной ситуации – этапы, в зависимости от которых определяются функции субъектов межсекторального  взаимодействия по предотвращению, пресечению и  реагированию на гендерное насилие;

этап реабилитации  – период времени, целью которого является восстановление нормальных условий жизнедеятельности общества, обеспечивающих состояние защищенности прав и законных интересов личности, реабилитация лиц, пострадавших от гендерного насилия, а также сотрудников субъектов межсекторального взаимодействия, принимавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

этап чрезвычайной  ситуации – период времени,  целью которого является принятие мер по защите от гендерного насилия, оказание помощи лицам, пострадавшим от гендерного насилия;

1.3. Деятельность субъектов межсекторального  взаимодействия  по предотвращению, пресечению и реагированию на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях основывается на следующих принципах:

1) соблюдение законодательства и международных стандартов в области прав человека и гендерного равенства;

2) недопущение гендерной дискриминации,  религиозных, культурных и иных обычаев,   способствующих  гендерному  насилию;

3) учет потребностей женщин и мужчин, мальчиков и девочек, лиц с особыми нуждами;

4) ответственность государственных органов и органов местного самоуправления за предотвращение, пресечение и реагирование на гендерное насилие;

5) обязательность межсекторального  взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, входящих в структуру координационного совета по предотвращению гендерного насилия;

6) профилактическая направленность и адекватность помощи лицам,  пострадавшим от гендерного  насилия;

7) интеграция вопросов предотвращения гендерного насилия в государственные и территориальные программы, образовательные программы;

8) равный доступ женщин и мужчин, независимо от вероисповедания, социальной, культурной, этнической принадлежности, возраста, семейного  положения, состояния здоровья, места  жительства, сексуальной  ориентации,  к принятию решений  путем увеличения доли женщин в государственных органах, реализующих полномочия по вопросам управления рисками чрезвычайных ситуаций, в оценке, планировании, реализации, мониторинге и итоговой оценке программ по предотвращению, пресечению и реагированию на гендерное насилие;

9) вовлечение местных сообществ,   организаций  и граждан  в  процесс предотвращения, пресечения и реагирования  на гендерное насилие;

10) повышение уровня осведомленности граждан и организаций в профилактике гендерного насилия, понимания и продвижения гендерного равноправия и взаимной поддержки;

11) осуществление субъектами межсекторального  взаимодействия мероприятий по предотвращению, пресечению и реагированию на гендерное насилие в зависимости от этапа чрезвычайной ситуации;

12) приоритет интересов ребенка при оказании помощи лицам, пострадавшим от гендерного насилия;

1.4. Оказание помощи лицам,  пострадавшим от гендерного насилия,  основывается на  принципах доступности,  уважения, непрерывности, конфиденциальности, интимности, компетентности лиц, оказывающих помощь, физической безопасности, безвозмездности, информированного осознанного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


2. Субъекты межсекторального  взаимодействия

2.1. К субъектам межсекторального  взаимодействия относятся:

1) Координационный совет по предотвращению гендерного насилия;

2) уполномоченный государственный орган в области охраны здоровья граждан и его территориальные и подведомственные подразделения (сектор здравоохранения);

3) уполномоченный государственный орган в области внутренних дел и его территориальные и подведомственные подразделения (сектор внутренних дел);

4) уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты и его территориальные и подведомственные подразделения (сектор гражданской защиты);

5) уполномоченный государственный орган в области социального развития и его территориальные и подведомственные подразделения (сектор социального развития);

6) уполномоченный государственный орган  в области  обороны и его территориальные и подведомственные подразделения (сектор обороны);

7) органы местного самоуправления (сектор местных сообществ);

8) иные государственные и негосударственные организации  и граждане (сектор поддержки).

2.2. Координационный совет по предотвращению гендерного насилия

2.2.1. Координационный совет по предотвращению гендерного насилия (далее – Координационный совет ПГН) является органом, осуществляющим координацию и обеспечение учета гендерных аспектов в чрезвычайных ситуациях.

2.2.2. Координационный совет ПГН создается при Межведомственной комиссии по Гражданской защите Кыргызской Республики.

2.2.3. Целями Координационного совета ПГН являются предотвращение, пресечение и реагирование на гендерное насилие в чрезвычайных  ситуациях.

2.2.4. Задачами Координационного совета ПГН являются:

– координация  деятельности государственной системы гражданской защиты в области здравоохранения, внутренних дел, обороны, социальной защиты по предотвращению гендерного насилия в  чрезвычайных   ситуациях;

2.2.5. В состав Координационного совета ПГН входят представители уполномоченных государственных органов на уровне заместителей руководителей государственных органов:

– представитель уполномоченного государственного органа исполнительной власти Кыргызской Республики, осуществляющего  единую государственную политику в области Гражданской защиты  (Руководитель Координационного совета ПГН);

– представитель уполномоченного государственного органа в области гендерного развития (Координатор по гендерной политике);

– представитель уполномоченного государственного органа в области здравоохранения (Координатор по сектору здравоохранения и психологической помощи);

–  представитель органа внутренних дел (Координатор по сектору  внутренних дел);

– представитель уполномоченного государственного органа в области обороны (Координатор по сектору обороны);

–  представитель уполномоченного государственного органа в области социально развития (Координатор по сектору социального развития);

–  представители иных государственных и негосударственных   организаций  и граждан  (Координаторы по сектору поддержки).

2.2.6. При Координационном совете ПГН  в зонах чрезвычайной ситуации создаются территориальные подразделения на уровне областных, районных Комиссий по Гражданской защите.

2.2.7. В своей деятельности Координационный совет ПГН руководствуется Положением.

 2.3. Субъекты межсекторального  взаимодействия, перечисленные в подпунктах 2-7 пункта 2.1, осуществляют следующие мероприятия на превентивном этапе:

– участвуют в разработке и реализации единой  государственной политики, в разработке нормативных правовых актов и иных документов в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях;

–  разрабатывают проекты ведомственных документов в области предотвращения, пресечения и реагирования на гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях  и ликвидации их последствий  с учетом потребностей женщин и девочек, мальчиков и мужчин, а также лиц  с особыми нуждами;

– включают в планы гражданской защиты мероприятия, направленные на предотвращение, пресечение и реагирование на гендерное насилие чрезвычайных ситуациях;

– назначают координаторов в Координационный совет ПГН;

– предоставляют Координационному совету ПГН информацию, необходимую для выполнения координирующих задач и функций по предотвращению, пресечению и реагированию на  гендерное насилие;

– включают гендерные аспекты,  вопросы предотвращения, пресечения и реагирования на гендерное насилие, реабилитации лиц, пострадавших от гендерного насилия в чрезвычайных ситуациях, в программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и другие соответствующие виды обучения своих сотрудников,  проводят разъяснительную работу среди своих сотрудников о недопустимости гендерного насилия;

– проводят совместно с другими субъектами межсекторального  взаимодействия не реже одного раза в год учебно-тренировочные мероприятия, направленные на отработку механизма межсекторального  взаимодействия  при ликвидации  чрезвычайных ситуаций с учетом гендерных аспектов, пресечение гендерного насилия;

– осуществляют совместно с другими субъектами межсекторального  взаимодействия выработку мер по предупреждению, пресечению и реагированию на гендерное насилие  в чрезвычайных  ситуациях;

– обеспечивает готовность сети бесплатной консультативной помощи (юридические, информационные, медицинские, психологические и иные  услуги)  к условиям чрезвычайной ситуации для предотвращения, пресечения и реагирование на гендерное насилие;

– взаимодействуют с другими субъектами, осуществляющими предупреждение, пресечение и реагирование на гендерное насилие;

– осуществляют иную деятельность в сфере предупреждения, пресечения и реагирования на гендерное насилие в пределах своей компетенции.

2.4. Субъекты межсекторального  взаимодействия, перечисленные в подпунктах 2-8 пункта 2.1, осуществляют следующие мероприятия на  этапе чрезвычайной ситуации:

– предоставляют населению необходимую  информацию  о существующих службах по оказанию медицинской, психологической, социальной, юридической и иных видов помощи во время чрезвычайной ситуации,  о пунктах предоставления временного безопасного убежища, в том числе  для лиц с особыми нуждами;

– оказывают экстренную  помощь лицам, пострадавшим от гендерного насилия;

– незамедлительно сообщают о фактах гендерного насилия в органы внутренних дел с согласия лиц, пострадавших от гендерного насилия, а если пострадавшим/пострадавшей является несовершеннолетнее или недееспособное лицо – без ее/его согласия;

– информируют лиц, пострадавших от гендерного насилия, о возможности обращения в органы внутренних дел, кризисные центры и другие учреждения системы социальных служб, оказывающие соответствующую помощь;

– предоставляют лицам, пострадавшим  от гендерного насилия,  информацию о важности незамедлительного обращения за медицинской помощью в целях профилактики нежелательной  беременности,  заражения ИППП и ВИЧ-инфекцией;

– направляют лиц, пострадавших  от гендерного насилия, с их согласия  для оказания помощи в учреждения органов социального развития, во временные лагеря, кризисные центры или другие безопасные места;

– принимают меры к обеспечению безопасности лиц, пострадавших от гендерного насилия, в местах их временного пребывания;

– проводят профилактическую работу среди населения   о недопустимости гендерного насилия;

– осуществляют сбор данных о количестве лиц, пострадавших от гендерного насилия;

– направляют информацию  об обращениях по фактам гендерного насилия и его угрозы Координационному совету ПГН для  координации дальнейших действий;

– взаимодействуют с другими субъектами, осуществляющими предупреждение, пресечение и реагирование на гендерное насилие;

– осуществляют иную деятельность в сфере предупреждения, пресечения и реагирования на гендерное насилие в пределах своей компетенции.

2.5. Субъекты межсекторального  взаимодействия, перечисленные в подпунктах 2-8 пункта 2.1, осуществляют следующие мероприятия на этапе реабилитации:

– осуществляют обобщение и направляют информацию о фактах гендерного насилия, с дифференциацией по возрасту и полу, количеству пострадавших и погибших от него  в Координационный совет ПГН для  координации дальнейших действий и мер;

– направляют лиц, пострадавших от гендерного насилия в  чрезвычайных ситуациях, в соответствующие медицинские учреждения и социальные службы;

– проводят мониторинг и оценку своей деятельности по предупреждению, пресечению и реагированию на гендерное насилии, вырабатывают рекомендации по ее совершенствованию;

– организуют реабилитацию своих сотрудников, задействованных в чрезвычайной ситуации;

– взаимодействуют с другими субъектами, осуществляющими предупреждение, пресечение и реагирование на гендерное насилие;

– осуществляют иную деятельность в сфере предупреждения, пресечения и реагирования на гендерное насилие в пределах своей компетенции.

2.6.  Сектор  Гражданской защиты

2.6.1. Гражданская защита является составной частью системы общегосударственных и оборонных мероприятий, обеспечивающих в мирное и военное время защиту населения и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций природного,  техногенного, экологического,  биолого-социального и конфликтного характера, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2.6.2. Государственная система Гражданской защиты является общегосударственной системой, элементами которой являются органы управления, силы и средства государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и добровольных организаций Кыргызской Республики, выполняющей функции по защите населения и территории Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

2.6.3. Сектор гражданской защиты в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, осуществляет следующие функции в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на превентивном этапе:

-включает гендерные аспекты  и вопросы предупреждения гендерного насилия в программы обучения  населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

– проводит учет и мониторинг воздействия чрезвычайных ситуаций  на женщин и мужчин, девочек и мальчиков, на  лиц с особыми нуждами  с выявлением оценки их уязвимости и  риска;

– определяет  порядок и методику проведения  оценки потребностей женщин и девочек, мальчиков и  мужчин, а также лиц с особыми нуждами на различных уровнях с учетом степени воздействия на них чрезвычайных ситуаций;

– внедряет в многоуровневую систему реагирования на чрезвычайные ситуации – «Систему-112», обеспечивает прием и учет обращений и жалоб от лиц, пострадавших от  гендерного насилия, а также  информацию  о насилии от других лиц;

– осуществляет накопление, размещение, хранение и своевременное обновление материально-технических и других средств, предназначенных для развертывания и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время с учетом потребностей женщин и мужчин, мальчиков и девочек, а также   лиц с особыми нуждами;

–  обеспечивает готовность  органов управления, сил Гражданской защиты и населения в сфере предупреждения гендерного  насилия;

– собирает информацию совместно с сектором социальной защиты от территориальных органов по демографической структуре населения для выработки мер по предупреждению гендерного насилия, в т.ч. таких сведений  как количество домохозяйств, количество людей, проживающих в одной семье; количество  жителей-женщин и мужчин, мальчиков и девочек в разбивке по возрасту; количество домохозяйств, возглавляемых одинокими родителями, в разбивке по возрасту и полу, количество лиц с особыми нуждами,  в разбивке по возрасту и полу и т.д.;

– проводит обучение сотрудников системы гражданской защиты порядку  и методике определения оценки рисков бедствий, оценки ущерба и потребностей на различных уровнях с учетом степени воздействия возможных чрезвычайных ситуаций на женщин и мужчин, мальчиков и девочек, а также лиц с особыми нуждами.

2.6.4. Сектор гражданской защиты в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, осуществляет следующие функции в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на этапе чрезвычайной ситуации:

– осуществляет руководство работами по ликвидации республиканских  и трансграничных чрезвычайных   ситуаций с учетом потребностей женщин и мужчин, мальчиков и девочек, а также  лиц с особыми нуждами;

– разрешает вопросы, связанные с обеспечением спасательных работ, доставкой продовольствия,  грузов гуманитарной помощи, эвакуацией лиц, пострадавших в период чрезвычайных ситуаций;

– создает безопасные временные  жилищные условия, обеспечивающие предотвращение гендерного насилия и защиту от него  (палаточные городки, кризисные центры, лагеря, шелтеры для лиц, пострадавших от гендерного  насилия, социальные объекты, здания организаций и учреждений)  для пострадавшего населения и организация обеспечения их жизнедеятельности с учетом гендерных  аспектов;

– обеспечивает лиц, пострадавших от гендерного насилия, средствами первоочередного жизнеобеспечения с учетом их потребностей и оказание экстренной  помощи;

– принимает сообщения о случаях гендерного насилия через «Систему –112»;

– доводит сигналы раннего оповещения и  управленческие решения  о чрезвычайных ситуациях до  населения, оперативно информирует население о чрезвычайных  ситуациях, в том числе о рисках гендерного насилия;

– организует и совместно с другими субъектами межсекторального  взаимодействия проводит защитные  мероприятия (спасение, эвакуацию и/или временное отселение населения  в безопасные районы)  с учетом гендерных аспектов,  потребностей лиц с особыми нуждами.

2.6.5. Сектор гражданской защиты в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, осуществляет следующие функции в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на этапе реабилитации:

‑определяет   оценки рисков  бедствий, оценки ущерба и потребностей на различных уровнях с учетом степени воздействия  бедствий на женщин, девочек, мальчиков и  мужчин, лиц с особыми нуждами;

‑проводит  мониторинг  и оценку выполненных мероприятий в области предупреждения, пресечения и реагирования на гендерное насилие в условиях чрезвычайной ситуации и защиты пострадавших;

-осуществляет сбор и  анализ данных о пострадавших от гендерного насилия  с дифференциацией по возрасту и полу для выявления недостатков в обеспечении защиты и оказания помощи и в целях равного доступа к различным услугам;

-получает информацию от территориальных органов о демографической структуре населения для выработки дальнейших превентивных мер по предотвращению гендерного насилия, в т.ч.таких сведений, как  количество жилых дворов  и среднестатистическое количество людей, проживающих в одной семье; количество  женщин и мужчин в разбивке по возрасту; количество домохозяйств, возглавляемых одинокими родителями или детьми, в разбивке по возрасту и полу;  количество лиц с особыми потребностями в разбивке по возрасту и полу и т.д.

2.7.  Сектор здравоохранения

2.7.1. Деятельность сектора здравоохранения в чрезвычайных ситуациях направлена на оказание неотложной медицинской и психологической помощи лицам, пострадавшим от гендерного насилия;  профилактику заболеваний, передающихся половым путем, включая ВИЧ, гепатит В и гепатит С, профилактику нежелательной беременности,  медицинское освидетельствование, экспертизу и документирование случаев гендерного насилия.

2.7.2. Деятельность органов сектора здравоохранения по оказанию помощи пострадавшим  от гендерного насилия в период чрезвычайных и кризисных ситуаций, проводится в соответствии с  Клиническим протоколом по организации и предоставлению медицинской помощи лицам, подвергшимся сексуальному насилию (далее – Клинический протокол), включающего стандарты ВОЗ.

2.7.3. Сектор здравоохранения в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, осуществляет  следующие функции   в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на превентивном этапе:

– осуществляет подготовку организаций здравоохранения к работе в условиях   чрезвычайных   ситуаций, профилактике, пресечению и  реагированию на гендерное насилие;

– организует предоставление медицинской и психологической помощи в условиях  чрезвычайных ситуаций с учетом потребностей женщин и девочек, мальчиков и мужчин, а также лиц с особыми нуждами, спецификой оказания психологической помощи детям;

– организует предоставление медицинской и психологической помощи в условиях  чрезвычайных ситуаций лицам, пострадавшим от гендерного насилия, в соответствии с Клиническим протоколом и Минимальным комплексом начальных мер;

– внедряет Клинический протокол в  программы средних и высших учебных заведений по подготовке медицинских работников;

– проводит профессиональную подготовку и переподготовку  медицинских кадров по вопросам профилактики гендерного насилия  и оказанию медицинской и психологической  помощи лицам,  пострадавшим от гендерного насилия, согласно Клиническому протоколу и Минимальному комплексу начальных мер в условиях чрезвычайной ситуации;

– осуществляет оптимизацию руководящих документов  с целью внедрения функции по оказанию психологической помощи,  и механизмов координации  и единой системы привлечения и учета профессиональных психологов на случай крупно-масштабных чрезвычайных  ситуаций;

– разрабатывает программы по психологической подготовке и переподготовке сотрудников органов сектора гражданской защиты, а также населения и их обучение;

– проводит аналитическую и научно-исследовательскую работу, направленную на выработку научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности органов здравоохранения в период чрезвычайных ситуаций;

– создает мобильные бригады по  оказанию медицинской и  психологической помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;

– создает запасы имущества мобилизационного резерва для оказания медицинской и психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации с учетом потребностей женщин и девочек, мальчиков и мужчин, а также потребностей лиц с особыми нуждами;

– поддерживает в постоянной готовности пунктов управления медицинской службы Гражданской защиты;

– совместно с сектором социальной защиты участвует в распределении гуманитарной помощи лицам, пострадавшим от гендерного насилия

2.7.4. Сектор здравоохранения в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, осуществляет  следующие функции   в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на этапе чрезвычайной ситуации:

– оказывает безотказную экстренную медицинскую помощь, проводит  психологическое консультирование  населения;

– оказывает медицинскую помощь лицам, пострадавшим от гендерного насилия в соответствии с положениями Клинического протокола с осуществлением  Минимального комплекса начальных мер с соблюдением принципов оказания медицинской и психологической помощи;

– оказывает экстренную психологическую помощь лицам, пострадавшим от гендерного насилия с соблюдением принципов оказания медицинской и психологической помощи;

– осуществляет оптимизацию психического состояния и поведения лиц, пострадавших от гендерного насилия (работа с первичными дезадаптивными реакциями на событие, помощь при острых панических реакциях, помощь при отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушениях и др.) с соблюдением принципов оказания   помощи;

– принимает   психопрофилактические и психотерапевтические меры в отношении лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями с соблюдением принципов оказания   помощи;

– передает в органы внутренних дел информацию о случаях гендерного насилия в порядке, предусмотренном законодательством, с согласия пострадавшего/пострадавшей, а в случае, если пострадавший/пострадавшая является несовершеннолетним или недееспособным лицом – без его/ее согласия;

– осуществляет сбор и обобщение данных   по случаям обращения за медицинской и психологической помощью лиц, пострадавших и погибших от гендерного насилия,   их половозрастных характеристиках и предоставляет их Координационному совету ПГН.

2.7.5. Сектор здравоохранения в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, осуществляет  следующие функции   в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на этапе реабилитации:         

– направляет лиц, пострадавших от гендерного насилии, в соответствующие медицинские учреждения и реабилитационные центры  при наличии  медицинских показаний;

– осуществляет сбор и обобщение информации об оказанной медицинской и психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе лицам, пострадавшим от гендерного насилия,  с учетом демографических характеристик.

 2.8.  Сектор органов внутренних дел

2.8.1. Деятельность сектора органов внутренних дел по предотвращению, пресечению и реагированию на  гендерное  насилие в   чрезвычайных ситуациях  направлена на достижение и поддержание необходимого уровня защищённости прав и свобод человека и гражданина, духовных ценностей общества на территории возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе.

2.8.2. Сектор органов внутренних дел в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики,  выполняет следующие функции  в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях  на превентивном этапе:

– проводит аналитическую и научно-исследовательскую работу, направленную на выработку научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в период чрезвычайных ситуаций;

– вносит  предложения в Координационный совет ПГН о необходимости проведения мероприятий, направленных на охрану общественного порядка и общественной безопасности, предотвращение, пресечение и реагирование на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях.

2.8.3. Сектор органов внутренних дел в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики,  выполняет следующие функции  в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на этапе чрезвычайной ситуации:

– проводит сбор  и анализ информации по возможным очагам совершения физического и/или сексуального насилия и лицам (группам лиц), которые могут совершить такие действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

–  осуществляет мероприятия по расчету сил и средств, необходимых для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка в случае возникновения чрезвычайной ситуации с учетом гендерных аспектов;

– проводит мобилизационные мероприятия личного состава, направляемого для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка на территории чрезвычайной ситуации с учетом гендерных аспектов;

– принимает меры к обеспечению  безопасности людей в  местах временного пребывания;

– осуществляет сбор и регистрацию информации о правонарушениях и преступлениях и их угрозе, поступающей с территории чрезвычайной  ситуации от физических и юридических лиц, передают ее  в Координационный совет ПГН для анализа, подготовки предложений для выработки решений;

– проводит проверку поступившей информации о фактах физического и/или сексуального насилия, выясняет достоверность этих сведений, осуществляют соответствующие оперативно-розыскные и следственные мероприятия;

– осуществляет мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей;

– участвует в безопасном выведении отдельных лиц и групп из зоны чрезвычайной ситуации, где имеется  риск физического и/или сексуального насилия;

– принимает заявления от лиц, пострадавших от физического и/или сексуального насилия;

– направляет лицо, пострадавшее от физического и/или сексуального насилия,  при наличии его письменного  обращения на медицинское освидетельствование. В случае, если от физического и/или сексуального насилия  пострадало несовершеннолетнее или  недееспособное лицо,  оно направляется на медицинское освидетельствование в сопровождении  законных представителей;

– разъясняет лицу, пострадавшему от физического и/или сексуального насилия, его права и обязанности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики;

– направляет, а в случае необходимости организует доставку лица, пострадавшего от физического и/или сексуального насилия,  которое  не в состоянии самостоятельно передвигаться, в медицинские учреждения, службы экстренной психологической помощи, в учреждения органов социального развития, во временные лагеря, кризисные центры и шелтера или другие безопасные места;

– проводит профилактическую и информационную работу среди населения о недопустимости физического и/или сексуального насилия.

2.8.5. Сектор органов внутренних дел в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики,  выполняет следующие функции  в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях  на этапе реабилитации:

– осуществляет сбор и анализ  информации о правонарушениях и преступлениях, включая физическое и/или сексуальное насилие, в  том числе для их предотвращения после чрезвычайных ситуаций.

2.9.  Сектор социального развития

2.9.1. Деятельность сектора социального развития по предотвращению, пресечению и реагированию на гендерное насилие  в чрезвычайных ситуациях направлена на социальную защиту населения, в том числе поддержку социально незащищенных категорий граждан, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.9.2. Сектор  социального развития в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, выполняет следующие функции  в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на превентивном этапе:

– предоставляет социальные услуги женщинам и девочкам, мальчикам  и мужчинам с учетом потребностей лиц с особыми нуждами, а также лицам, пострадавшим от гендерного насилия;

– вносит предложения о подготовке и переподготовке социальных работников для оказания социальных услуг в чрезвычайных ситуациях через систему  образования;

– участвует в формировании резерва в обеспечении  первостепенных потребностей женщин и мужчин, мальчиков и девочек, потребностей лиц с особыми нуждами  на случай чрезвычайной ситуации, в том числе гуманитарной помощи;

– осуществляет подготовку специалистов социальных служб для работы с лицами, пострадавшими от гендерного насилия;

– формирует базу данных лиц с особыми нуждами для предотвращения гендерного насилия в чрезвычайной ситуации;

– собирает информацию совместно с сектором гражданской защиты от территориальных органов по демографической структуре населения для выработки мер по предупреждению гендерного насилия, в т.ч.таких сведений, как количество жилых дворов и среднестатистическое количество людей, проживающих в одной семье; количество  жителей-женщин и мужчин, мальчиков и девочек  в разбивке по возрасту; количество домохозяйств, возглавляемых одинокими родителями или детьми, в разбивке по возрасту и полу; количество лиц с особыми нуждами в разбивке по возрасту и полу и т.д.;

2.9.3. Сектор  социального развития в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, выполняет следующие функции  в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на этапе чрезвычайной ситуации:

– обеспечивает  лиц, пострадавших от гендерного насилия, средствами первоочередного жизнеобеспечения с учетом их потребностей;

– оказывает экстренную  социально-психологическую помощь лицам, пострадавшим от гендерного насилия;

– размещает лиц, пострадавших от гендерного насилия, в учреждениях  системы социальных служб;

– совместно с сектором здравоохранения участвует в распределении гуманитарной помощи лицам, пострадавшим от гендерного насилия

2.9.4. Сектор  социального развития в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, выполняет следующие функции  в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на этапе реабилитации:

– проводит сбор, обобщение и анализ данных о лицах, пострадавших  от гендерного насилия, нуждающихся в оказании адресной социальной помощи  для принятия соответствующих мер;

-оказывает лицам, пострадавшим от гендерного насилия,  социальное сопровождение и помощь в восстановлении, оформлении документов для получения социальной помощи и иных услуг;

– вносит предложения в Правительство  Кыргызской Республики о дополнительном финансировании органов социальной защиты для оказания социальной адресной помощи лицам, пострадавшим от гендерного насилия;

2.10Сектор обороны

2.10.1. Деятельность сектора обороны по недопущению гендерного насилия и защите от него в период чрезвычайных ситуаций направлена на достижение и поддержание необходимого уровня защищённости граждан Кыргызской Республики, духовных ценностей общества на территории возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение гражданского мира и стабильности в обществе.

2.10.2. Сектор обороны в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, осуществляет  следующие функции   в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на превентивном этапе:

-участвует в планировании и обеспечении выполнения мероприятий по территориальной и гражданской обороне по месту дислокации подчиненных воинских частей и подразделений;

– включает вопросы профилактики и защиты от гендерного насилия  в период чрезвычайных ситуаций в занятия, проводимые в рамках боевой подготовки и воспитательной работы, другие соответствующие виды обучения военнослужащих;

– осуществляет на основе прогноза мероприятия по расчету сил и средств, необходимых для оказания содействия ОВД в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и общественного порядка в случае возникновения чрезвычайной ситуации с учетом гендерных аспектов;

2.10.3. Сектор обороны в целях реализации полномочий, определенных Правительством Кыргызской Республики, осуществляет  следующие функции   в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на этапе чрезвычайной ситуации:

– оказывает содействие в защите гражданских лиц от всех форм насилия, в том числе гендерного, и их эвакуации в безопасные районы в случае его непосредственной угрозы в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

– оказывает содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка,  обеспечении  безопасности в местах временного пребывания;

 – участвует в безопасном выведении лиц и групп из зон чрезвычайных ситуаций.

2.11 . Сектор поддержки  

2.11.1. Организации, входящие в сектор поддержки, осуществляют свои функции по предупреждению, пресечению и реагированию на гендерное насилие в рамках своих уставных целей.

2.11.2. Организации и граждане, входящие в сектор поддержки, осуществляют следующие мероприятия в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на превентивном этапе:

– участвуют в разработке и реализации единой  государственной политики, в разработке нормативных правовых актов и иных документов в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях  в пределах своей компетенции;

–  назначают координаторов в Координационный совет ПГН;

– предоставляют Координационному совету ПГН информацию, необходимую для выполнения координирующих задач и функций по предотвращению, пресечению и реагированию на  гендерное насилие;

– включают гендерные аспекты,  вопросы предотвращения, пресечения и реагирования на гендерное насилие, реабилитации лиц, пострадавших от гендерного насилия в чрезвычайных ситуациях, в программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и другие соответствующие виды обучения своих сотрудников,  проводят разъяснительную работу среди своих сотрудников о недопустимости гендерного насилия;

– осуществляют совместно с другими субъектами межсекторального  взаимодействия выработку мер по предупреждению, пресечению и реагированию на гендерное насилие  в чрезвычайных  ситуациях;

– обеспечивает готовность сети бесплатной консультативной помощи (юридические, информационные, медицинские, психологические и иные  услуги)  к условиям чрезвычайной ситуации для предотвращения, пресечения и реагирование на гендерное насилие, создают кризисные центры, шелтеры и др;

– взаимодействуют с другими субъектами, осуществляющими предупреждение, пресечение и реагирование на гендерное насилие;

– осуществляют иную деятельность в сфере предупреждения, пресечения и реагирования на гендерное насилие в пределах своей компетенции.

2.11.3. Организации и граждане, входящие в сектор поддержки, осуществляют следующие мероприятия в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на  этапе чрезвычайной ситуации:

– предоставляют населению необходимую  информацию  о существующих службах по оказанию медицинской, психологической, социальной, юридической и иных видов помощи во время чрезвычайной ситуации,  о пунктах предоставления временного безопасного убежища, в том числе  для лиц с особыми нуждами;

– выявляют лиц, пострадавших от гендерного насилия в чрезвычайных ситуациях;

– размещают или оказывают содействие в размещении лиц, пострадавших от гендерного насилия в чрезвычайных ситуациях, в  кризисных центрах, убежищах, других безопасных местах;

– направляют лиц, пострадавших  от гендерного насилия, с их согласия  для оказания помощи в учреждения органов социального развития;

 – оказывают экстренную  помощь лицам, пострадавшим от гендерного насилия;

– незамедлительно сообщают о фактах гендерного насилия в органы внутренних дел с согласия лиц, пострадавших от гендерного насилия, а если пострадавшим/пострадавшей является несовершеннолетнее или недееспособное лицо – без ее/его согласия;

– информируют лиц, пострадавших от гендерного насилия, о возможности обращения в органы внутренних дел, кризисные центры и другие учреждения системы социальных служб, оказывающие соответствующую помощь;

– предоставляют лицам, пострадавшим  от гендерного насилия,  информацию о важности незамедлительного обращения за медицинской помощью в целях профилактики нежелательной  беременности,  заражения ИППП и ВИЧ-инфекцией;

– оказывают содействие лицам, пострадавшим от гендерного насилия, в транспортировке в медицинские учреждения, кризисные центы, социальные службы и т.д.

 – проводят профилактическую работу среди населения   о недопустимости гендерного насилия;

– осуществляют сбор о количестве лиц, пострадавших от гендерного насилия, в соответствии с требованиями законодательства о государственной статистике;

– направляют информацию  об обращениях по фактам гендерного насилия и его угрозы Координационному совету ПГН для  координации дальнейших действий;

 – взаимодействуют с другими субъектами, осуществляющими предупреждение, пресечение и реагирование на гендерное насилие;

– осуществляют иную деятельность в сфере предупреждения, пресечения и реагирования на гендерное насилие в пределах своей компетенции.

2.11.4. Организации и граждане, входящие в сектор поддержки, осуществляют следующие мероприятия в сфере предотвращения, пресечения и реагирования на  гендерное насилие в чрезвычайных ситуациях на этапе реабилитации:

– осуществляют обобщение и направляют информацию о фактах гендерного насилия, с дифференциацией по возрасту и полу, количеству пострадавших и погибших от него  в Координационный совет ПГН для  координации дальнейших действий и мер;

– направляют лиц, пострадавших от гендерного насилия в  чрезвычайных ситуациях, в соответствующие медицинские учреждения и социальные службы;

– проводят мониторинг и оценку своей деятельности по предупреждению, пресечению и реагированию на гендерное насилии, вырабатывают рекомендации по ее совершенствованию;

– организуют реабилитацию своих сотрудников, задействованных в чрезвычайной ситуации;

 – взаимодействуют с другими субъектами, осуществляющими предупреждение, пресечение и реагирование на гендерное насилие;

– оказывают лицам, пострадавшим от гендерного насилия в чрезвычайных ситуациях, содействие в оформлении заявлений Спецдокладчику ООН;

– осуществляют иную деятельность в сфере предупреждения, пресечения и реагирования на гендерное насилие в пределах своей компетенции.

2.11.5. Организации и граждане, входящие в сектор поддержки,  вправе оказывать содействие субъектам взаимодействия, перечисленные в пп. 2)-7) п.2.1. в партнерстве с международными организациями.

Print Friendly, PDF & Email

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.