План реагирования на чрезвычайные ситуации в Кыргызской Республике

0
2 508 просмотров

С О Д Е Р Ж А Н И Е

  1. Введение
  2. Цель документа
  3. Приоритеты реагирования на чрезвычайные ситуации
  4. Уровни управления при реагировании на чрезвычайные ситуации
  5. Взаимодействие уровней управления в Плане реагирования
  6. Регистр рисков наиболее опасных природных явлений в Кыргызской Республике
  7. Анализ рисков
  8. Распределение ответственности за ликвидацию чрезвычайных ситуаций и принятие ответственных

      решений в соответствии со степенью тяжести чрезвычайных ситуаций

  1. Мероприятия, проводимые до возникновения крупных производственных аварий, катастроф и

 стихийных бедствий, в целях предупреждения и смягчения потенциальных последствий:

  1. Предупредительные меры по снижению последствий землетрясения
  2. Предупреждение аварий на химически опасных объектах
  3. Предупреждение аварий на объектах, связанных со взрывоопасным и пожароопасным производством
  4. Предупреждение схода снежных лавин, оползней, селей, наводнений и сезонных паводков
  5. Предупреждение прорывов прорывоопасных озер
  6. Предупреждение пожаров
  7. Предупреждение эпидемии, эпизоотии, эпифитотии
  8. Предупреждение катастрофического затопления
  9. Предупредительные мероприятия по повышению устойчивости функционирования систем управления

           чрезвычайными ситуациями

  1. Мероприятия, проводимые при угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и

стихийных бедствий, в целях предупреждения потенциальных последствий:

  1. Угроза землетрясения
    1. Угроза схода снежных лавин, оползней, селей и паводков
    2. Угроза возникновения аварии на радиационных, химических, пожароопасных объектах
    3. Эпидемиологическая угроза
    4. Эпизоотическая угроза
    5. Угроза катастрофического затопления
  2. Мероприятия, проводимые при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и

       стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации):

  1. Порядок предоставления информации о чрезвычайных ситуациях
  2. Возникновение землетрясения
  3. Возникновение аварии на химически опасных объектах
  4. Возникновение аварии на радиационно опасных объектах
  5. Возникновение массовых инфекционных заболеваний (эпидемий, эпизоотий) среди населения,

      сельскохозяйственных животных, птиц

  1. Возникновение схода снежных лавин, оползней, селевых потоков и паводков
  2. Возникновение крупных производственных аварий, взрывов, пожаров
  3. Возникновение катастрофического затопления (наводнения) 

Глава 1. Введение

План реагирования на чрезвычайные ситуации Кыргызской Республики (далее – План реагирования) разработан в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики                                                   «О Гражданской защите», другими нормативными правовыми актами, в целях совершенствования государственной политики в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их предупреждения и ликвидации.

План реагирования является одним из основополагающих документов в области обеспечения комплексной безопасности населения и территории от стихийных бедствий и катастроф, на основе скоординированного и согласованного взаимодействия между министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, местными сообществами, организациями, предприятиями и учреждениями независимо от формы собственности, а также международными и неправительственными организациями, аккредитованными в Кыргызской Республике.

Как известно, территория Кыргызской Республики подвержена воздействию более 20 опасных природных процессов и явлений. Наибольшую угрозу населению и объектам жизнеобеспечения представляют: землетрясения, оползни, лавины, селевые потоки, паводки, подтопления, подъем уровня грунтовых вод, сильные дожди, молнии, грады, снегопады, камнепады, ураганные ветры.

Чрезвычайные ситуации могут привести к многочисленным жертвам, значительному экономическому ущербу, прекращению жизнеобеспечения населения и парализации работы региональных и местных органов власти и управления. По среднестатистическим данным, ежегодно в стране происходит порядка 200 чрезвычайных ситуаций природного характера, из опасных зон отселяются тысячи семей.

Классификация чрезвычайных ситуаций и критерии их оценки в Кыргызской Республике утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17 ноября 2011 года № 733 (далее – Классификация чрезвычайных ситуаций).

75 процентов населения Кыргызской Республики проживает в зонах возможного возникновения очагов землетрясений, интенсивность которых может достигнуть 9 и более баллов по шкале Рихтера.

Как известно, чрезвычайные ситуации могут произойти в любое время суток и потребуется значительный обмен информацией между министерствами, ведомствами и частным сектором.

Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера направлена на заблаговременное проведение необходимых мероприятий, обеспечивающих их предупреждение и снижение ущерба, максимально возможное использование имеющихся сил и средств государственных структур и органов самоуправления.

Расходы на проведение мероприятий Гражданской защиты возмещаются в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, из средств республиканского и местных бюджетов. Финансирование мероприятий Гражданской защиты предусматривается в бюджетах государственных органов, местных государственных администраций и органов местного самоуправления в пределах средств ежегодно утверждаемых бюджетов (Закон Кыргызской Республики «О Гражданской защите», глава 8, статья 21).

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно, для экстренного привлечения необходимых сил и средств на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

План реагирования дополняется отраслевыми планами министерств и ведомств Кыргызской Республики, предназначенными для проведения мероприятий по Гражданской защите по направлениям.

Глава 2. Цель Плана реагирования

Целью Плана реагирования является установление основы для скоординированного взаимодействия между министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, местными сообществами, организациями, предприятиями и учреждениями независимо от формы собственности, а также международными и неправительственными организациями, аккредитованными в Кыргызской Республике, при реагировании на чрезвычайные ситуации.

В Плане реагирования обобщены ключевые процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации, при этом четко разграничиваются бедствия, требующие реагирования на местном уровне, от бедствий национального уровня на основе принятой Классификации чрезвычайных ситуаций.

План реагирования имеет важное значение в контексте обеспечения устойчивости развития страны, формирования в будущем поколения, способного разрешать противоречия между природой и обществом, между глобальными проблемами и национальными интересами на основе комплексного и системного подхода.

 

Глава 3. Приоритеты реагирования на чрезвычайные ситуации

Приоритетами реагирования на чрезвычайные ситуации являются:

— спасение жизни людей, обеспечение здоровья и безопасности населения, а также персонала, осуществляющего реагирование;

— предупреждение перерастания нависшей угрозы в бедствие;

— защита и восстановление критически важных объектов инфраструктуры и ключевых ресурсов;

— защита собственности, а также снижение ущерба и воздействия на человека и окружающую среду;

— рациональное использование бюджетных средств;

— обеспечение реабилитации людей, восстановление производства и работы органов государственного управления;

— согласованность действий всех органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, международных и неправительственных организаций.

Уровни исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, административно-территориальные единицы Кыргызской Республики

Глава 4. Уровни управления при реагировании на чрезвычайные ситуации

Исполнительные органы местного самоуправления
Районы
Айылные аймаки и города

Глава 5. Взаимодействие уровней управления в Плане реагирования

План реагирования – главный механизм по планированию на случай чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на республиканском, региональном и местном уровнях.

Как показывает опыт, планирование на местном уровне или на уровне села также важно, как и планирование на уровне республики. План реагирования является инструментом с основными полномочиями по планированию при чрезвычайных ситуациях в Кыргызской Республике.

Согласно Закону Кыргызской Республики «О Гражданской защите», министерства и ведомства Кыргызской Республики разрабатывают, согласовывают с уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области Гражданской защиты (далее – уполномоченный государственный орган) и реализуют планы Гражданской защиты.

План реагирования – основа скоординированной системы управления и контроля, согласно которой обеспечивается совместная работа различных министерств и ведомств, как единого целого, во время реагирования на чрезвычайные ситуации.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, применение сил и средств осуществляются в соответствии с Классификацией чрезвычайных ситуаций.

Решение о вводе режима функционирования государственной системы Гражданской защиты, в зависимости от возможной или реально сложившейся обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, принимает:

— Правительство Кыргызской Республики;

— полномочные представители Правительства Кыргызской Республики в областях;

— главы местных государственных администраций;

— главы органов местного самоуправления;

— руководители организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности.

План реагирования предусматривает постоянные действия, в целях поддержки существующего потенциала для эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации, снижения рисков бедствий.

При чрезвычайной ситуации, в зависимости от случившегося, определяются фактический и существенный риск благосостоянию и безопасности населения Кыргызской Республики.

Планирование подготовки к чрезвычайным ситуациям является устойчивой деятельностью, следовательно, министерства, ведомства и учреждения разрабатывают, согласовывают с уполномоченным государственным органом и реализуют планы Гражданской защиты на мирное и военное время.

Планирование мероприятий по реагированию на чрезвычайные ситуации, как правило, осуществляется в рамках планов, поставленных на более низком уровне, которые соответствуют планам, подготовленным на следующем более высоком уровне:

Отраслевые/ функциональные планы включают транспортировку, восстановление, информирование, развитие здравоохранения, строительства и т.д.

Специфические планы по конкретной угрозе разрабатываются при рассмотрении угроз, возникающих в результате землетрясения, оползня, наводнения, выброса вредных веществ, пожаров и т.д.

Отраслевые/ функциональные планы и специфические планы для конкретной угрозы могут разрабатываться на всех уровнях.

Глава 6. Регистр рисков наиболее опасных природных

явлений в Кыргызской Республике

Регистр рисков подчеркивает важность рассмотрения на государственном уровне вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации в Кыргызской Республике.

На уровне сообщества каждый орган местного управления должен вести книгу учета управления рисками, где должны быть подробно расписаны риски и опасности, а также все, что предстоит сделать или делается для смягчения их последствий. Рисками могут быть: оползни, промышленные объекты, использующие в своем производстве химикаты, нефтебазы и т.д.

риска

 

Риск

Последствия Вероят-

ность

Степень

риска

1

 

         Землетрясения

74 населенных пункта, отнесенных к категории сейсмоопасных, находятся в зоне возможных очагов землетрясений, интенсивность которых может быть более 9 баллов. В них проживает около 75 % населения республики. По предварительным оценкам, около 3,3 млн человек проживает в домах, весьма неустойчивых к ожидаемым сильным землетрясениям, что составляет 66 % населения республики

 

Катастрофи-ческое

 

Вероятно

 

Чрезвычайная

 

 

 

 

2          Оползни

На территории республики насчитывается не менее 5000 оползнеопасных участков. Наибольшее распространение оползневые процессы имеют на юге республики: в Джалал-Абадской и Ошской областях (90 %). Всего под наблюдением находится 261 наиболее оползнеопасный участок, которые представляют угрозу населенным пунктам, автодорогам и инженерным сооружениям

 

Высокое

 

Вероятно

 

Чрезвычайная

3          Снежные лавины

Распространены во многих районах республики, представляют угрозу, главным образом, автодороге Бишкек – Ош, другим автодорогам страны в горной местности, а также линиям связи и электропередачи. Лавиноопасный период продолжается с ноября по апрель, при этом пик активности приходится на февраль-март

 

Низкое

 

Вероятно

 

Высокая

4          Паводки и сели

Более 95 % населенных пунктов и миллионы жителей республики расселены непосредственно вблизи водоисточников, преимущественно вдоль русел рек, которые находятся под воздействием селевых и паводковых явлений. Наиболее часто данные природные процессы происходят в предгорной и низкогорной частях Ферганского хребта (Ошская, Джалал-Абадская области), предгорных зонах Кунгей-, Терскей Ала-Тоо и Кыргызского хребта).

Согласно мониторингу, на территории республики под угрозой воздействия селей и паводков находится 497 населенных пунктов и объектов, включая северную часть республики, охватывающую территорию г. Бишкек

 

Низкое

 

Почти определен-но

 

Высокая

5          Вспышка инфекционного заболевания:

— вспышка, подвергающая опасности большое количество людей. Подобная вспышка может перерасти в пандемию;

— вспышка инфекционного заболевания, передающегося через воду, такого как холера и тиф;

— вспышка H5N1 у животных или же ящур скота приводят к значительному ущербу в сельскохозяйственном секторе

 

Высокое

 

 

Среднее

 

 

Низкое

 

Возможно

 

 

Возможно

 

 

Возможно

 

Чрезвычайная

 

 

Высокая

 

 

Средняя

6          Радиационно опасные объекты:

— хвостохранилища и отвалы

На территории республики имеется 50 хвостохранилищ, которые содержат более 100 млн м3 хвостов и значительное количество отвалов, общим объемом 580 млн м3.

Площадь, занимаемая горными отвалами, составляет более 1500 га, из них в ведении Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики находится 36 хвостохранилищ, общим объемом 13,35 млн м3, и 25 горных отвалов, общим объемом 2,35 млн м3.

Из 36 хвостохранилищ 31 содержит радиоактивные отходы, в том числе 28 – отходы уранового производства и 3 – отходы производства полиметаллов, содержащие торий.

Общий объем радиоактивных отходов, складированных в хвостохранилищах, составляет 8,2 млн м3.

Общий объем отходов производства цветных металлов, складированных в 5-ти хвостохранилищах, составляет 5,15 млн м3.

По данным специалистов, имеется высокий риск возникновения радиационно опасных экологических катастроф. В зону возможного загрязнения попадают территории Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, где проживают 5 млн человек;

— сильнодействующие ядовитые вещества:

Всего в республике насчитывается 100 объектов, использующих в своей технологии сильнодействующие ядовитые вещества.

19 из них отнесены к категории химически опасных объектов. В своем производстве данные объекты используют около 2,5 тыс. тонн химических веществ. Из них наиболее используемыми являются: аммиак, соляная кислота, серная кислота, азотная кислота, цианиды, хлор.

В случае события, суммарная площадь зоны возможного заражения может составить 52,3 км2, в том числе в г. Бишкек – 12,3 км2.

Общее количество населения, проживающего в зоне возможного заражения, может составить 252–200 человек, сельскохозяйственных животных, находящихся в зонах заражения, – 40 тыс. голов. Также может сложиться опасная ситуация на производственных объектах с химическим риском в районе г. Ош

 

 

Катастрофи-

ческое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможно

 

 

 

Чрезвычайная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокая

 

7          Прорывоопасные высокогорные озера

На территории республики находится более 300 прорывоопасных высокогорных озер.

Они подразделяются по категориям опасности:

— I категория опасности (очень опасные);

— II категория опасности (опасные);

— III категория опасности (менее опасные).

Озера находятся по всей республике, в каждой области.

Прорывоопасные высокогорные озера создают серьезную потенциальную угрозу населению и народнохозяйственным объектам, так как их прорывы, быстрый сброс воды вызывают формирование мощных селевых и паводковых потоков, которые при выходе в густонаселенные долины приводят к катастрофическим последствиям

 

Высокое

 

Возможно

 

Чрезвычайная

 

Глава 7. Анализ рисков

Использование информации о рисках и существующих систем контроля для минимизации воздействия позволяет оценить степень вероятности, ожидаемые последствия угроз и определить степень риска.

В некоторых случаях целесообразно сгруппировать риски с одинаково оцененными степенью вероятности, последствиями и уровнем риска. Это позволит минимизировать количество рисков и стратегий устранения рисков, которые необходимо рассмотреть в процессе реагирования на чрезвычайные ситуации.

В республике преобладает опыт обращения с мелкомасштабными чрезвычайными ситуациями.

Комиссии по Гражданской защите на местном уровне должны тщательно регистрировать все риски, выявленные на подконтрольных территориях. При документировании необходимо включить в список выявленных источников риска предпринимаемые в настоящее время действия по снижению риска, запланированные мероприятия, а также риски, которые были минимизированы. Устранить все риски невозможно, но введение такой регистрации поможет при планировании действий и распределении недостаточных ресурсов. Несмотря на принимаемые меры по снижению риска, остаточный риск обычно всегда существует. Этот остаточный риск и может привести к чрезвычайным ситуациям.

 

Глава 8. Распределение ответственности за ликвидацию

чрезвычайных ситуаций и принятие ответственных

решений в соответствии со степенью тяжести

чрезвычайных ситуаций

 

Степень тяжести ЧС

Последствия чрезвычайных ситуаций Материальный ущерб, в размере минимальной заработной платы

(сом.)

Организации, ответственные

за ликвидацию ЧС

 

 

Зона распространения

ЧС

Пострадало
 

всего/

чел.

в том числе погиб-ло/чел. нарушены

условия

жизнедея-

тельности / чел.

1 степень (объектовая) Локальное распространение в пределах производственного объекта, предприятия, организации До 10 До 5     Силы и средства предприятия, организации
2 степень (местная, айыл окмоту, мэрии городов) В пределах территории в ведении органа местного самоуправления До 10 До 5 До 50 До 1000, без учета выплат семьям погибших и пострадавшим Органы местного самоуправления (по согласованию) (айыл окмоту, мэрии городов), при необходимости, вышестоящие организации
3 степень (районная, города районного значения) В пределах территории района, города До 50 До 10 До 500 До 10 000, без учета выплат семьям погибших и пострадавшим Органы районных государственных администраций, соответствующие органы Гражданской зашиты, при необходимости, областные и республиканские организации
4 степень (областная,

города республикан-ского значения)

В пределах двух и более районов, но в пределах одной области, города До 100 До 25 До 1500 До 50 000, без учета выплат семьям погибших и пострадавшим Полномочные представители Правительства Кыргызской Республики в областях, мэрии гг. Бишкек, Ош по согласованию, МЧС, министерства и ведомства
5 степень (республика-нская)

 

В пределах более чем одной области Более 100 Более 25 Более 1500 До 50 000, без учета выплат семьям погибших и пострадавшим Правительство КР МЧС, ГШ (по согласованию),

министерства и административные ведомства, , международные организации (по согласованию)

Трансгра-

ничная

Распространение за пределы территории КР. Распространение на территорию КР из сопредельных государств Регла-

менти-

руется Прави-

тель-ством КР

 

      Правительство КР, МЧС, ГШ (по согласованию),

правительства сопредельных государств (по согласованию), международные организации (по согласованию)

         Примечание: Чрезвычайная ситуация относится к той или иной категории, если соответствует ей хотя бы по одному из показателей.

Глава 9. Мероприятия, проводимые до возникновения крупных

производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий,

в целях предупреждения потенциальных последствий

(режим повседневной деятельности)

  1. Предупредительные меры по снижению последствий землетрясения:

— заблаговременная выработка инструкций и указаний, направленных на повышение сейсмостойкости зданий, сооружений, коммунальных сетей и коммуникаций при землетрясениях;

— усиление требований по соблюдению строительных норм;

— реконструкция зданий, находящихся в рисковом критическом состоянии;

— подготовка средств эвакуации и необходимых запасов продовольствия и медикаментов;

— обеспечение доступа к медицинским учреждениям и объектам обеспечения жизнедеятельности населения;

— заблаговременное создание палаточного фонда для размещения пострадавшего населения;

— заблаговременная подготовка сил и средств для проведения сейсмической разведки;

— обучение населения оказанию само- и взаимопомощи;

— повышение информированности населения.

  1. Предупреждение аварий на химически опасных объектах:

— автоматизация химически опасных производственных процессов;

         — проведение специальных мероприятий по защите химически опасных производств и хранилищ с сильнодействующими ядовитыми веществами (усиление конструкций, обваловка емкостей и т.п.);

— рассредоточение запасов сильнодействующих ядовитых веществ;

— строительство и поддержание в постоянной готовности защитных сооружений;

— постоянный контроль за содержанием сильнодействующих ядовитых веществ в рабочих помещениях, оборудование помещений средствами аварийной сигнализации;

— постоянный контроль за выбросами сильнодействующих ядовитых веществ в окружающую среду, заблаговременное прогнозирование зон возможного заражения с учетом реальных метеоданных;

— создание и поддержание в готовности локальных и территориальных систем оповещения персонала объектов и проживающего вблизи населения, накопление средств индивидуальной защиты (противогазы и т.д.);

— согласование с органами управления Гражданской защиты планов действий по защите персонала объектов и населения, проживающего в зонах возможного заражения сильнодействующими ядовитыми веществами;

— подготовка сил и средств для ликвидации последствий аварий и катастроф.

 

  1. Предупреждение аварий на объектах, связанных со взрывоопасным и пожароопасным производством:

— устранение или защита источников возможного воспламенения (взрыва);

— строительство и поддержание в готовности защитных сооружений для укрытия рабочих и служащих;

— проведение мероприятий, направленных на защиту зданий и сооружений объекта от разрушений при взрыве, пожаре;

— своевременное проведение противопожарных мероприятий, направленных на ограничение огня в случае возгорания, создание условий для быстрой эвакуации людей и материальных ценностей из зоны пожара;

— подготовка эффективных средств пожарной сигнализации и пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава, спринклерные системы).

  1. Предупреждение схода снежных лавин, оползней, селей, наводнений и сезонных паводков:

— берегоукрепительные мероприятия на реках, озерах;

— укрепление мостов в зонах потенциальных паводков;

— мониторинг опасных зон;

— переселение жителей из опасных зон;

— строительство инженерных защитных сооружений для защиты населенных пунктов и объектов хозяйствования от воздействия паводков, селей;

— строительство противолавинных сооружений (галереи, снегозадерживающие щиты и т.д.);

— искусственный спуск лавин (артобстрел, взрывание);

— наблюдение за интенсивностью выпадения осадков, таянием снега, изменением уровня воды в реках и озерах;

— регулирование паводкового стока с помощью водохранилищ;

— сооружение постоянных и срочных (временных) защитных дамб, заграждений для защиты от паводков, селей и т.д.;

— подготовка котлованов и устройство искусственных русел для отвода паводковых вод и селевых потоков;

— использование способа подсыпки территории;

— заблаговременная подготовка плавсредств, планирование эвакуации населения из потенциально затапливаемых зон и его жизнеобеспечения в районах расселения;

— введение усиленной практики землепользования и стабилизации склонов, для смягчения последствий оползневой опасности;

— обучение населения.

 

  1. Предупреждение прорывов прорывоопасных озер:

— сооружение постоянных и срочных (временных) ограничивающих дамб (валов);

— регулярное контролирование состояния прорывоопасных озер.

 

  1. Предупреждение пожаров:

— контроль за соблюдением пожарной безопасности на предприятиях, в организациях, учреждениях;

— совершенствование тактики борьбы с массовыми пожарами;

— подготовка технических средств пожаротушения, организация всестороннего материально-технического обеспечения;

— своевременное обнаружение очагов пожаров;

— проведение противопожарных мероприятий в местах массовых скоплений людей;

— разъяснительная работа среди населения;

— заблаговременное проведение мероприятий по ограничению распространения пожаров путем изоляции источников огня;

— создание противопожарных участков;

— улучшение условий борьбы с огнем (очистка от захламленности и легко воспламеняемых материалов);

— заблаговременная подготовка пожарных формирований, средств связи;

— организация взаимодействия с силами служб Гражданской защиты, формированиями объектов хозяйствования и населением.

  1. Предупреждение эпидемии, эпизоотии, эпифитотии:

— плановая иммунизация людей и животных;

— плановые санитарно-гигиенические, дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия;

— профилактические противоэпизоотические мероприятия;

— повышение возможностей лабораторной диагностики;

— санитарное просвещение населения;

— ветеринарно-санитарный надзор при передвижении животных, заготовках и перевозках сырья животного происхождения всеми видами транспорта;

— ветеринарно-санитарный надзор за рынками, базарами, другими пунктами временной концентрации животных;

— ветеринарный надзор за мясокомбинатами, бойнями и убойными пунктами, а также за предприятиями и организациями по заготовке, хранению и переработке сырья животного происхождения;

— защита животноводческих хозяйств от заноса возбудителей инфекционных болезней из неблагополучных пунктов;

— ветеринарно-просветительная работа и страхование животных;

— профилактические мероприятия по защите растений от инфекционных болезней;

— выведение и возделывание устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных культур;

— проведение карантинных мероприятий в зоне и вне зоны заражения;

— химическая обработка посевов и посадочного материала в районах заражения;

— соблюдение правил агротехники, уничтожение очагов инфекции.

 

  1. Предупреждение катастрофического затопления:

— наблюдение за устойчивостью водохранилищ и заблаговременное оповещение населения до прорыва водохранилищ;

— подготовка водопропускных каналов к приему воды форсированной сработки водохранилищ;

— обеспечение своевременного оповещения населения об опасности затопления, сигнализирующих приборов о прорыве напорного фронта гидроузлов;

— герметизация защитных сооружений в зонах возможного затопления;

— защита ценного оборудования, принудительный и регулирующий спуск заполненной чаши озера;

— наблюдение, контроль и уточнение состояния дорог и дорожных сооружений на маршрутах возможного вывоза (вывода) эвакуируемого населения;

— выявление наличия дорожных препятствий, поиск путей их обхода до события;

— заблаговременная эвакуация населения, отгон сельскохозяйственных животных, вывоз материальных ценностей до начала паводков;

— заблаговременная подготовка плавательных средств для эвакуации населения из потенциально опасных зон;

— обеспечение запасов средств первой необходимости и специальных ресурсов для отселения населения.

  1. Предупредительные мероприятия (до возникновения чрезвычайных ситуаций) по повышению устойчивости функционирования систем управления чрезвычайными ситуациями:

Устойчивость системы управления при чрезвычайной ситуации и возможности предприятий продолжать свое производство, способность производить продукцию установленных номенклатуры и объема для отраслей и объектов непроизводственной сферы.

На каждом объекте защищаемой территории для повышения устойчивости проводятся мероприятия на случай прогнозируемых аварий и природных бедствий.

По характеру решаемых задач мероприятия объединяются в следующие группы:

— защита населения и персонала производственных объектов, что достигается заблаговременным возведением и поддержанием в готовности убежищ, укрытий и других сооружений;

— подготовка служебных сооружений и жилых зданий для снижения степени радиоактивного и химического заражения;

— обеспечение устойчивости производственных и коммунальных объектов;

— подготовка к проведению восстановительных работ в кратчайшие сроки;

— планирование и подготовка к эвакуации или выводу населения и производственного персонала из опасных зон;

— организация обеспечения населения, персонала производственных и других объектов средствами индивидуальной защиты;

— обучение населения и персонала объектов способам защиты и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

— организация и поддержание в готовности системы оповещения о чрезвычайной ситуации и обучение действиям по сигналам;

— исключение или ограничение поражения от вторичных поражающих факторов чрезвычайной ситуации;

— подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы.

 

 

Глава 10. Мероприятия, проводимые при угрозе возникновения

крупных производственных аварий, катастроф и

стихийных бедствий (режим повышенной готовности)

Оповещение руководящего состава органов управления Гражданской защиты республики осуществляется оперативным дежурным Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. Оповещение руководящего состава Гражданской защиты областей, городов Бишкек, Ош осуществляется оперативными дежурными управлений Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики областей, гг. Бишкек, Ош, а также дежурными телефонистами.

Оповещение руководящего состава районов и городов осуществляется отделами Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики районов, городов, дежурными телефонистами.

Оповещение рабочих, служащих и остального населения осуществляется:

— по объектовым системам оповещения, включая локальные (дежурной или дежурно-диспетчерской службой);

— по местным (областным, районным) системам централизованного оповещения, местному радиовещанию, а также с использованием подвижных средств, с громкоговорящими установками;

— по автоматизированной системе централизованного оповещения, государственному радио и телевидению.

Оповещение населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального и экологического характера осуществляется путем передачи соответствующих сообщений по государственному радио и телевидению от имени учреждений и организаций, непосредственно осуществляющих наблюдение и контроль.

Порядок осуществления мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации:

— по указанию глав местных государственных администраций и органов местного самоуправления, руководителей объектов соответствующие комиссии по Гражданской защите принимают на себя руководство деятельностью подчиненных звеньев, формируют оперативные группы для выяснения причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, вырабатывают предложения по ее нормализации;

— усиливается дежурно-диспетчерская служба на предприятиях, в организациях и учреждениях. Усиливаются наблюдение и контроль за состоянием природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляется прогнозирование возникновения чрезвычайной ситуации и ее масштаба;

— приводятся в готовность силы и средства Гражданской защиты в составе, определенном в зависимости от складывающейся ситуации. При необходимости, организуется дежурство противопожарных, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других сил и средств;

— уточняются планы действий и порядок выдвижения в районы предполагаемых чрезвычайных ситуаций.

Оперативной группой, прибывшей на место угрозы чрезвычайной ситуации, проводится оценка ситуации, в штаб докладывается следующая информация:

— об опасности (фактической и потенциальной);

— об основных видах повреждений и их масштабах;

— о примерном количестве пострадавших людей;

— о доступе к месту возможной чрезвычайной ситуации;

— другая важная информация.

  1. Мероприятия, выполняемые при угрозе возможного землетрясения:

— подготовка средств эвакуации и необходимых запасов продовольствия и медикаментов;

— подготовка оперативных групп, спасательных формирований, сил и средств разведки;

— подготовка палаточного фонда для размещения пострадавших;

— соответствующие службы и формирования приводятся в готовность без отрыва от основного вида деятельности (по плану);

— оповещение населения электрическими сиренами и передачей информации через радиотрансляционную сеть, с использованием ведомственных средств связи и подвижных средств оповещения.

  1. Мероприятия, выполняемые при угрозе схода снежных лавин, оползня, угрозе возникновения селей и паводков:

— оповещение населения электрическими сиренами и передачей информации через радиотрансляционную сеть, с использованием ведомственных средств связи и подвижных средств оповещения;

— частичное отселение и эвакуация населения из зон возможного прохождения селей, паводков, схода лавин, оползней;

— перевод учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля на усиленный режим работы;

— осуществление отгона сельскохозяйственных животных из угрожаемых районов, вывоз ценного оборудования;

— подготовка автотранспорта для эвакуации населения и вывоза материальных ценностей;

— вызов искусственного схода лавин в подготовленных направлениях;

— осуществление систем мониторинга склонов (при необходимости);

— наблюдение и контроль за интенсивностью таяния снегов и выпадением осадков, измерение уровней воды в реках и озерах;

— организация работы по укреплению берегов, мостов, строительству сооружений для защиты населенных пунктов и объектов хозяйствования;

— развертывание в исходных районах и выдвижение к местам проведения работ сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— приведение в готовность соответствующих служб и формирований без отрыва от основного вида деятельности (по плану);

— уточнение информации, полученной от постов Агентства по гидрометеорологии при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, учреждений сетей наблюдения и лабораторного контроля, Кыргызской гидрологической партии, Института сейсмологии Национальной академии наук Кыргызской Республики.

 

  1. Мероприятия, выполняемые при угрозе радиоактивного загрязнения, химического заражения, пожаров и взрывов:

— об угрозе возникновения аварии на радиационно химических, пожароопасных объектах дежурный персонал оповещает рабочих, служащих и население, проживающее вблизи этих объектов, территориальный орган управления Гражданской защиты, который через оперативных дежурных оповещает вышестоящие органы управления Гражданской защиты.

Все органы управления Гражданской защиты организуют оповещение подчиненных служб и формирований Гражданской защиты, а также население с помощью электрических сирен и передачи информации через радиотрансляционную сеть, с использованием ведомственных средств связи и подвижных средств оповещения;

— введение круглосуточного дежурства руководящего состава в местах постоянного размещения опасных материалов;

— прогнозирование возможной обстановки по реальным метеоданным;

— планирование мероприятий по защите населения, сельскохозяйственных животных и ликвидации возможных последствий аварий;

— уточнение планов-графиков и схем эвакуации населения, отгона сельскохозяйственных животных, а также расчетов транспортного, дорожного, материально-технического обеспечения эвакуационных мероприятий, уточнение запасов материально-технических средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— усиление радиационного контроля на объектах, использующих в своем производстве радиационно и химически опасные вещества, проведение подготовительных мероприятий по приведению в готовность формирований, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, учреждений сетей наблюдения и лабораторного контроля, средств радиационно-химической разведки;

— подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты и проведение йодной профилактики среди персонала объектов хозяйствования и населения;

— подготовка материала для герметизации складов, баз, площадок для хранения продовольствия, пищевого сырья, фуража и источников водоснабжения от радиоактивного загрязнения;

— проверка готовности локальной системы оповещения, системы управления и связи для использования в случае чрезвычайной ситуации;

— приведение в готовность в 30-километровой зоне защитных сооружений для укрытия населения;

— приведение в готовность имеющихся защитных сооружений с тремя режимами вентиляции на химически, взрыво- и пожароопасных объектах хозяйствования;

— приведение в готовность остальных имеющихся защитных сооружений;

— проведение мероприятий по герметизации зданий и сооружений с целью недопущения пропуска зараженного воздуха или повышению устойчивости наиболее слабых элементов (окна, двери) зданий и сооружений к воздействию поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

— подвоз противогазов и респираторов со складов для выдачи их населению в районах возможного заражения;

— выдача промышленных и гражданских противогазов (при присутствии токсичных паров) рабочим и служащим на химически опасных объектах, а также населению, проживающему вблизи них;

— привлечение необходимого автотранспорта для сбора представителей комиссии по Гражданской защите и обеспечения работы оперативных групп;

— уточнение количества автотранспорта, порядка формирования, переподчинения и выдвижения автоколонн для вывоза пораженных, экстренной эвакуации населения, доставки необходимых грузов и материалов;

— подготовка помещений для размещения населения, эвакуированного из районов чрезвычайной ситуации;

— временная эвакуация и отселение населения, отгон скота, вывоз материальных ценностей, запасов продовольствия и кормов из угрожаемых районов;

— приведение в готовность соответствующих служб и формирований Гражданской защиты без отрыва от основного вида деятельности.

 

  1. Мероприятия, выполняемые при угрозе эпидемии:

— усиление санитарно-гигиенической работы и проведение профилактических противоэпидемических мероприятий;

— перевод медицинских, лечебно-профилактических учреждений на повышенный режим готовности, ускоренная выписка больных, лечение которых можно завершить в амбулаторных условиях, развертывание дополнительной коечной сети;

— проведение специальных медицинских мероприятий по повышению устойчивости организма против определенных инфекций (прививки, введение сывороток, медикаментозная профилактика) среди населения республики и подвергшихся обсервации лиц, прибывающих из опасных районов;

— приведение в готовность соответствующих служб и формирований Гражданской защиты без отрыва от основного вида деятельности.

 

  1. Мероприятия, выполняемые при угрозе эпизоотии животных:

— ветеринарно-санитарный надзор за рынками, другими пунктами временной концентрации животных;

— ветеринарный надзор за мясокомбинатами, птицефермами, убойными пунктами, а также за предприятиями по заготовке, хранению, переработке сырья животного происхождения;

— ветеринарно-санитарный надзор при передвижении животных, заготовках и перевозках сырья животного происхождения всеми видами транспорта;

— ветеринарно-просветительная работа, страхование животных и птиц;

— защита животноводческих хозяйств, птицеферм от заноса возбудителей инфекционных болезней из неблагополучных пунктов;

— приведение в готовность соответствующих служб и формирований Гражданской защиты без отрыва от основного вида деятельности.

 

  1. Мероприятия, выполняемые при угрозе катастрофического затопления (наводнения):

1) Оповещение, прогнозирование обстановки;

О разрушении гидроузлов и угрозе возникновения катастрофического затопления органы управления и формирования Гражданской защиты оповещаются оперативными дежурными по территориальной системе оповещения на основании информации от персонала гидросооружений. Рабочие, служащие и остальное население, находящиеся в зоне возможного затопления, оповещаются с использованием системы централизованного оповещения о порядке проведения эвакуации и мерах по жизнеобеспечению, через радиотрансляционные узлы связи, звукоусилительные установки, подвижные группы оповещения.

Наблюдение и контроль ведутся:

— постами Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики;

— Агентством по гидрометеорологии при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

— воздушными средствами.

Наблюдение и контроль районов затопления и маршрутов выдвижения и эвакуации ведутся с целью решения задач по определению:

— границ зоны затопления;

— местонахождения пострадавших и их состояния;

— состояния дорог;

— состояния населенных пунктов и объектов хозяйствования;

— возможности использования наземного транспорта, плавающих средств.

Приведение в готовность и развертывание сил и средств Гражданской защиты.

2) Организация работ, управление и обеспечение.

Проводятся следующие мероприятия:

— приводятся в готовность силы и средства формирований Гражданской защиты городов (районов), транспортной, медицинской служб и службы охраны общественного порядка;

— проводится частичная эвакуация населения и вывоз материальных ценностей из зон возможного катастрофического затопления;

— приводится в готовность автотранспорт для эвакуации населения;

— подготавливаются мероприятия к безаварийной остановке производства, осуществляется защита оборудования;

— организуется ускоренное выполнение инженерных работ по подготовке водопропускных каналов;

— осуществляется форсированная сработка водохранилищ (по особому распоряжению).

 

Глава 11. Мероприятия, проводимые при возникновении крупных

производственных аварий, катастроф и стихийных

бедствий (режим чрезвычайной ситуации)

Возникновение крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий требует прямого и косвенного участия большого количества людей и проведения следующих действий:

— мобилизация и организация аварийных и вспомогательных служб для оказания помощи большому количеству людей, находящихся под угрозой смерти, получивших серьезные травмы или оказавшихся без крова;

— извлечение и транспортировка большого количества жертв, с последующей санитарной обработкой зоны поражения;

— широкомасштабные комбинированные ресурсы ряда служб по оказанию помощи;

— рассмотрение большого количества запросов, поступающих от населения;

— эвакуация людей и животных из районов стихийных бедствий.

При чрезвычайной ситуации республиканского масштаба требуется специфическое и исключительное реагирование со стороны высших государственных должностных лиц. При этом требуется проведение следующих действий:

— участие государственных органов с момента возникновения чрезвычайной ситуации;

— предварительно согласованное присутствие всех членов Межведомственной комиссии по Гражданской защите Кыргызской Республики и руководителей ключевых ведомств в Центре управления в кризисных ситуациях Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (далее – Центр управления в кризисных ситуациях) для планирования мероприятий, после того как событие будет официально объявлено катастрофическим;

— создание оперативных штабов в Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики и других министерствах, ведомствах, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации.

Координирование и поддержка при чрезвычайной ситуации республиканского масштаба на государственном уровне осуществляются из Центра управления в кризисных ситуациях под руководством начальника Гражданской защиты Кыргызской Республики – Премьер-министра Кыргызской Республики при поддержке Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.

На заседания в Центр управления в кризисных ситуациях приглашаются:

— полномочные представители Правительства Кыргызской Республики в областях, главы государственных администраций районов и исполнительных органов местного самоуправления (главы айыл окмоту, мэры городов), на территории которых произошла чрезвычайная ситуация;

— руководители министерств – начальники соответствующих служб Гражданской защиты;

— руководство Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, представители центрального аппарата, а также структурных и подведомственных подразделений Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, в том числе представители государственного предприятия «Департамент авиации» при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

— представители служб скорой медицинской помощи;

— пресс-служба Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, представители средств массовой информации республики.

Примечание:

— представители других служб, организаций и ведомств также могут быть приглашены на заседания в Центр управления в кризисных ситуациях, если этого потребуют обстоятельства, существующие на тот момент;

— в целях соблюдения конфиденциальности важно, чтобы вся информация, предоставляемая общественности (особенно сообщения, касающиеся вопросов охраны здоровья и науки), была согласована с пресс-службой Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, прежде чем она будет передана средствам массовой информации республики.

Службы, реагирующие на чрезвычайную ситуацию:

— служба охраны общественного порядка, медицинская служба, служба защиты животных и растений, служба оповещения и связи, противопожарная служба, органы местного самоуправления;

— транспортная служба, водозащитная служба, служба материально-технического обеспечения, инженерная служба, служба энергоснабжения и светомаскировки, и коммунально-техническая служба.

Группы, входящие в 1 категорию, осуществляют основное реагирование на чрезвычайную ситуацию, в то время как группы, входящие во 2 категорию, являются ключевыми взаимодействующими сторонами как в частном, так и в государственном секторе.

Оперативной группой, прибывшей на место чрезвычайной ситуации, проводится оценка ситуации и немедленный доклад обстановки в штаб. Информация должна содержать:

— основные виды повреждений и их масштаб;

— примерное количество пострадавших людей;

— доступ к месту чрезвычайной ситуации;

— другую важную информацию.

Руководство ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации возлагается на руководителей соответствующих организаций, органов местного самоуправления, местных государственных администраций, на чьей территории произошла чрезвычайная ситуация, в зависимости от степени их тяжести.

При ликвидации республиканской или трансграничной чрезвычайной ситуации, руководство работами по ликвидации ее последствий принимает на себя руководитель уполномоченного государственного органа.

Руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации своим распоряжением устанавливает границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и действий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Решения руководителя работами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.

Границы зоны чрезвычайной ситуации определяются руководителями работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на основе Классификации чрезвычайных ситуаций.

 

  1. Порядок предоставления информации о чрезвычайных ситуациях.

Предоставление информации о чрезвычайных ситуациях осуществляется в порядке, определенном распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 2 ноября 2012 года № 529-р.

  1. Возникновение землетрясения.

При угрозе возникновения землетрясения проводятся следующие мероприятия:

— оповещение;

— прогнозирование обстановки.

При возникновении землетрясения руководящий состав Гражданской защиты, региональные органы управления и формирования оповещаются установленным сигналом с использованием систем централизованного оповещения. При выходе из строя проводных линий, оповещение производится по радио.

Рабочие, служащие и население, находящиеся в зоне землетрясения, оповещаются о порядке проведения эвакуации и мерах по жизнеобеспечению через радиотрансляционные узлы связи, звукоусилительные установки, подвижные группы оповещения путем передачи речевой информации, а также нарочным.

Непосредственно в районе землетрясения развертывается подвижный пункт управления. Для обеспечения связи службой оповещения и связи Гражданской защиты развертывается подвижный узел связи.

Для ведения наблюдения и контроля привлекаются оперативные группы органов управления и служб Гражданской защиты, подразделения войсковых частей Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.

Задачи оперативных групп по наблюдению и контролю:

— определение степени и характера разрушений;

— определение границ зоны землетрясения;

— определение местонахождения пострадавших и их состояния;

— определение наличия и состояния дорог;

— определение состояния населенных пунктов и объектов экономики;

— определение возможности использования транспорта.

Сбор, обобщение данных, прогнозирование складывающейся обстановки и проведение экстренных мероприятий по защите населения и снижению последствий землетрясения проводят территориальные и отраслевые органы управления и службы Гражданской защиты, с привлечением необходимых специалистов.

Эвакуация населения и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при землетрясении.

Руководство эвакуацией населения и проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в районном (городском) масштабе осуществляется комиссией по Гражданской защите районов (городов) и сельских населенных пунктов с привлечением органов управления и служб Гражданской защиты, а на объектах хозяйствования – руководителями этих объектов.

Для эвакуации населения и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются силы и средства спасательных формирований Гражданской защиты районов (городов), инженерной, транспортной, медицинской служб и службы охраны общественного порядка. Они самостоятельно выдвигаются в установленные места сбора и приступают к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, согласно своим планам. Последующее наращивание сил и средств, при необходимости, осуществляется путем привлечения сил и средств формирований Гражданской защиты (объектовые, территориальные) не пострадавших областей и районов (городов).

Эвакуация населения из зон землетрясения проводится следующими способами:

— пешим порядком;

— с привлечением личного транспорта;

— силами и средствами Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

— с привлечением транспорта вблизи расположенных организаций;

— силами и средствами транспортной службы.

Спасательные работы при землетрясении включают:

— поиск людей под завалами и их извлечение, эвакуация в безопасные районы;

— оказание медпомощи и эвакуация пострадавших в лечебно-профилактические учреждения;

— устройство проходов и расчистка завалов;

— тушение пожаров и очагов возгорания в зданиях и завалах;

— обеспечение пострадавших водой, питанием, одеждой, временным жильем;

— организация жизнеобеспечения эвакуированного населения в районах размещения;

— аварийно-восстановительные работы на коммунально-энергетических сетях;

— вывод и вывоз сельскохозяйственных животных из зон землетрясения в безопасные районы;

— вывоз материальных ценностей из зон землетрясения в безопасные районы.

Неотложные работы при землетрясении включают:

— укрепление или обрушение зданий и сооружений;

— восстановление дорог и мостов на маршрутах выдвижения;

— локализация аварий на коммунально-энергетических сетях.

 

  1. Возникновение аварии на химически опасных объектах.

При возникновении аварии на химически опасных объектах проводятся следующие мероприятия:

— оповещение;

— прогнозирование обстановки.

О возникновении аварии органы управления и формирования Гражданской защиты оповещаются сигналами, которые передаются по всем средствам связи.

Рабочие, служащие и население оповещаются с помощью электрических сирен, громкоговорителей и подвижных средств оповещения, посредством которых передаются речевые сообщения о порядке поведения.

После оповещения, проводится прогноз обстановки по реальным метеоданным и готовятся предложения по защите населения, сельскохозяйственных животных и ликвидации последствий аварии, организуется метеорологическое наблюдение и доведение до населения информации о направлении движения зараженного воздуха и порядке действий.

Для ведения наблюдения и контроля за обстановкой привлекаются формирования разведки объектов, городов и районов, силы сети наблюдения и лабораторного контроля, подвижные химико-радиометрические лаборатории, группы и звенья радиационно-химической разведки, химическая и радиометрическая лаборатории Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, группы разведки служб Гражданской защиты областей, городов Бишкек, Ош.

Разведку на объектах ведут специализированные формирования разведки объектов и министерств, а в районе заражения – территориальные группы разведки.

Приведение в готовность и развертывание сил и средств Гражданской защиты, привлекаемых к аварийно-спасательным и другим неотложным работам:

— приводятся в готовность имеющиеся защитные сооружения, производится герметизация наземных зданий и сооружений для укрытия в них населения;

— производится частичное отселение населения из зон возможного заражения сильнодействующими ядовитыми веществами;

— приводятся в готовность бригады скорой медицинской помощи, развертываются лечебные учреждения для приема пораженных от сильнодействующих ядовитых веществ;

— осуществляется подготовка к безаварийной остановке производства;

— устанавливаются дополнительные громкоговорители, уличные сирены и подготавливаются подвижные средства оповещения;

— организуется ускоренное выполнение работ по локализации возможного очага заражения (устройство насыпей, дамб, сточных канав, обваловка емкостей и т.д.);

— население укрывается в защитных сооружениях;

— завершается эвакуация населения из очага и зон возможного заражения;

— завершается эвакуация животных;

— производится нейтрализация (снижение концентраций) компонентов сильнодействующих ядовитых веществ.

Группировки сил и средств для ликвидации последствий аварии и ведения спасательных работ на объектах, имеющих сильнодействующие ядовитые вещества, в областях, гг. Бишкек и Ош определяются планами соответствующих начальников Гражданской защиты объектов.

На первоначальном этапе аварийно-спасательных и других неотложных работ немедленно задействуются силы объектов, на которых произошла авария (дежурные смены), подвижные группы Главного управления безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, пожарные части.

Далее осуществляется наращивание действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ за счет рабочих и служащих объекта, формирований областных, городских (районных) служб Гражданской защиты.

Силами службы охраны общественного порядка осуществляется оцепление очага заражения, устанавливаются пропускной режим, комендантская служба, осуществляется подготовка и проведение экстренной эвакуации населения из зоны заражения сильнодействующими ядовитыми веществами.

Транспортная служба совместно с Главным управлением безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики организует сбор, приведение в готовность и направление в установленные места специальных автоколонн (транспортных средств) для вывоза пораженных и проведения экстренной эвакуации населения.

Медицинская служба обеспечивает приведение в готовность сети лечебно-профилактических учреждений необходимого профиля, с ускоренной выпиской из них больных, которые могут лечиться амбулаторно, а также осуществляет развертывание дополнительной коечной сети.

Основные действия должны сосредотачиваться на спасении пострадавших и локализации очага разлива сильнодействующих ядовитых веществ, последующей дегазации (обеззараживание) очага и зоны заражения. Для уменьшения глубины распространения зараженного воздуха применяются вертикальные водяные завесы.

Жизнеобеспечение пострадавшего населения организуют местные государственные администрации и органы местного самоуправления с привлечением служб Гражданской защиты.

Управление мероприятиями по ликвидации последствий аварии осуществляется соответствующими территориальными и отраслевыми органами управления Гражданской защиты.

Оповещение и информирование органов управления и формирований Гражданской защиты, рабочих, служащих и населения об обстановке, их действиях и правилах поведения в очагах поражения осуществляются путем использования штатных систем связи и оповещения Гражданской защиты и радиотрансляционных узлов областей, городов, районов, населенных пунктов и объектов хозяйствования.

Защита рабочих, служащих и населения от химической опасности достигается:

— своевременным оповещением об угрозе химического заражения путем подачи установленного сигнала и последующей речевой информации;

— использованием средств индивидуальной защиты населением, рабочими и служащими – промышленных и гражданских противогазов или увлажненных ватно-марлевых повязок, личным составом формирований Гражданской защиты – изолирующих и промышленных противогазов, а также средств защиты кожи;

— проведением герметизации производственных, административных и жилых зданий, используемых для укрытия людей;

— укрытием населения, рабочих и служащих, не занятых в ликвидации последствий аварии, в производственных, административных и жилых зданиях, а также в защитных сооружениях, с режимом генерации воздуха.

Обеспечение противогазами рабочих и служащих осуществляется заблаговременно за счет запасов объекта.

Выдача противогазов осуществляется подвижными пунктами выдачи средств индивидуальной защиты только той части населения, которая непосредственно попала в зону заражения с высокими концентрациями сильнодействующих ядовитых веществ и подлежит эвакуации из-за невозможности длительного нахождения в укрытиях (зданиях, сооружениях). Население, по возможности, эвакуируется, а для находящегося на дальней границе зоны заражения – достаточной мерой защиты может являться укрытие в загерметизированных зданиях и сооружениях.

Экстренная эвакуация населения из зоны заражения сильнодействующими ядовитыми веществами планируется двумя способами:

— заблаговременный вывоз с привлечением транспорта и самостоятельный выход из зоны возможного заражения;

— вывоз населения из зон заражения после получения средств индивидуальной защиты в местах постоянного проживания, путем совместного использования пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и автоколонн для эвакуации населения.

Оказание медицинской помощи пострадавшим осуществляется следующим образом:

— первая медицинская помощь – силами и средствами персонала медицинского пункта объекта, бригад скорой медицинской помощи, путем эвакуации и взаимопомощи;

— неотложная врачебная специализированная помощь – в лечебно-профилактических учреждениях.

Защита сельскохозяйственных животных осуществляется путем эвакуации из зон с наиболее высокими концентрациями сильнодействующих ядовитых веществ, а также путем укрытия остальных животных в помещениях ферм и других приспособленных сооружениях, с последующей их герметизацией.

  1. Возникновение аварии на радиационно опасных объектах.

При возникновении аварии на радиационно опасных объектах проводятся следующие мероприятия:

— оповещение;

— прогнозирование обстановки.

О возникновении аварии органы управления и формирования Гражданской защиты оповещаются сигналом, который передается по всем средствам связи. Рабочие, служащие и остальное население оповещаются с помощью системы централизованного оповещения, электрических сирен, громкоговорителей и подвижных средств оповещения, посредством которых передаются речевые сообщения о порядке действий в данной ситуации.

После экстренной оценки радиационной обстановки по реальным метеорологическим данным и подготовки предложений, принимается решение о мерах по защите населения, сельскохозяйственных животных и ликвидации последствий аварии.

Постоянное радиационное наблюдение организуется управлениями и отделами Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Департамента профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, Центра государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики и Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики.

Для проведения качественного и количественного анализа различных проб и объектов внешней среды привлекаются учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля, ветеринарные лаборатории, объектовые лаборатории.

Для ведения наблюдения и контроля за обстановкой привлекаются формирования Гражданской защиты городов и районов, учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.

Наблюдение и контроль на объектах ведут специализированные формирования разведки Гражданской защиты объектов и министерств, в районе заражения – территориальные группы разведки Гражданской защиты. Наблюдение ведется выставленными постами радиационно химического наблюдения.

Для ликвидации последствий аварии на радиационно опасных объектах проводятся следующие мероприятия:

— приводятся в готовность имеющиеся защитные сооружения, производится герметизация наземных зданий и сооружений для укрытия в них населения;

— производится частичное отселение населения из зон возможного радиационного загрязнения;

— приводятся в готовность сводные мобильные отряды специальной защиты, бригады скорой медицинской помощи;

— развертываются лечебные учреждения для приема пораженных радиоактивными веществами;

— осуществляется подготовка к безаварийной остановке производства;

— устанавливаются дополнительные громкоговорители, уличные сирены и подготавливаются подвижные средства оповещения;

— организуется ускоренное выполнение работ по локализации возможных очагов заражения (устройство насыпей, дамб, сточных канав, обваловка емкостей и т.д.).

Развертывание сил и средств Гражданской защиты, привлекаемых к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, производится в соответствии с планом приведения их в готовность. Группировки сил и средств Гражданской защиты для ликвидации последствий аварии и ведения спасательных работ на радиационно опасных объектах в областях, гг. Бишкек, Ош определяются соответствующими начальниками Гражданской защиты в соответствии с планами.

При этом за короткий срок:

— население укрывается в защитных сооружениях;

— завершается эвакуация населения из очага и зон возможного заражения;

— завершается отгон сельскохозяйственных животных.

При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ сосредоточиваются на извлечении пострадавших из-под завалов, образовавшихся при разрушении зданий и сооружений, оказании им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения, перекрытии или глушении источников ионизирующего излучения, локализации и тушении пожаров, локализации и ликвидации аварий на коммунально-эксплуатационных сетях.

Жизнеобеспечение пострадавшего населения организуют местные государственные администрации и органы местного самоуправления с привлечением служб Гражданской защиты.

Управление мероприятиями по ликвидации последствий аварии на радиационно опасных объектах осуществляется соответствующими территориальными и отраслевыми органами управления Гражданской защиты.

Для обеспечения связи и управления развертывается подвижный узел связи Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики и используются ведомственные средства связи.

  1. Возникновение массовых инфекционных заболеваний (эпидемии, эпизоотии) среди населения, сельскохозяйственных животных, птиц.

При возникновении массовых инфекционных заболеваний проводятся следующие мероприятия:

— оповещение;

— прогнозирование обстановки.

Территориальные органы управления Гражданской защиты о возникновении эпидемии информируются медицинскими учреждениями. Территориальные органы управления Гражданской защиты оповещают службы, формирования Гражданской защиты и население.

Об угрозе возникновения эпизоотий территориальные органы управления Гражданской защиты и агропромышленные объединения оповещаются учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля, ветеринарной службой.

Специальная бактериологическая разведка при возникновении эпидемий организуется медицинской службой Гражданской защиты и ведется силами эпидемиологической разведки и учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля.

Для ведения наблюдения и контроля при возникновении эпизоотий привлекаются подразделения ветеринарной разведки, ветеринарные лаборатории и ветеринарные специалисты хозяйств.

Сбор и обобщение данных, а также прогнозирование возможной обстановки при эпидемиях и эпизоотиях проводятся органами управления и службами Гражданской защиты (медицинской и ветеринарной), с привлечением специалистов агропромышленных объединений.

При возникновении эпидемии:

— организуются изоляция, госпитализация и лечение заболевших;

— организуется связь между службами Гражданской защиты;

— проводится экстренная и специфическая профилактика личного состава формирований Гражданской защиты и населения по эпидемиологическим показаниям;

— организуются специальное бактериологическое наблюдение и контроль;

— производится подготовка анализов результатов специальной бактериологической лаборатории и предложений по локализации и ликвидации возможных последствий вспышки эпидемии;

— организуется проведение целенаправленной санитарно-просветительной работы среди всего населения;

— развертываются силы Гражданской защиты и средства для ликвидации эпидемии;

— вводятся противоэпидемический режим и контроль за питанием, водоснабжением населения.

При возникновении эпизоотии:

— производится вакцинация остального поголовья животных;

— силами ветеринарной службы производится забор проб у животных (птиц) для подтверждения заболевания;

— производится изоляция больных животных;

— развертываются бригады (команды) защиты животных;

— развертываются зооветеринарные участки;

— вводится карантин в неблагополучных пунктах;

— изолируются больные животные;

— вакцинируется остальное поголовье;

— проводятся дезинфекция, дератизация и дезинсекция животноводческих помещений и прилегающей территории;

— утилизируются трупы павших животных, птиц.

Защита людей обеспечивается полной систематической санитарной обработкой.

Жизнеобеспечение населения в карантинной зоне организуют местные государственные администрации и органы местного самоуправления с привлечением служб Гражданской защиты.

Управление мероприятиями по ликвидации эпидемий и эпизоотий осуществляется отраслевыми и территориальными органами управления Гражданской защиты.

Оповещение и информирование органов управления и формирований Гражданской защиты, рабочих, служащих и остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведения осуществляются путем использования всех средств массовой информации и личного общения.

Связь организуется по существующим линиям связи. При необходимости, задействуются ведомственные средства связи.

  1. Возникновение схода снежных лавин, оползней, селевых потоков и паводков.

При сходе снежных лавин, оползней, возникновении селевых потоков и паводков проводятся следующие мероприятия:

— поиск людей под лавинами и завалами, их извлечение, эвакуация в безопасные районы;

— оказание медицинской помощи и эвакуация пострадавших в лечебно-профилактические учреждения;

— восстановление подъездных дорог и прокладка колонных путей в район чрезвычайной ситуации;

— доставка пострадавшим воды, питания, одежды;

— восстановление дорог и мостов;

— ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях и линиях связи.

Для проведения эвакуации и спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации привлекаются:

— силы и средства Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

— спасательные формирования Гражданской защиты;

— инженерная служба;

— транспортная служба;

— медицинская служба;

— служба охраны общественного порядка.

Последующее наращивание сил и средств осуществляется путем привлечения сил и средств формирований Гражданской защиты (объектовые, территориальные) не пострадавших областей и городов, районов.

Наряду с проведением спасательных работ проводятся неотложные работы по их обеспечению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, восстановлению дорог и мостов на маршрутах выдвижения, локализации аварий на коммунально-энергетических сетях.

Для проведения этих мероприятий дополнительно привлекаются силы и средства строительно-монтажных, ремонтно-строительных и дорожно-строительных организаций, коммунально-энергетических служб. Руководство проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется соответствующими комиссиями по Гражданской защите районов (городов) и населенных пунктов, на объектах хозяйствования – руководителями объектов.

Жизнеобеспечение пострадавшего населения организуется местными государственными администрациями, органами местного самоуправления с привлечением служб Гражданской защиты, специализированных формирований министерств, ведомств, а также организаций, учреждений района, города, области.

Управление мероприятиями Гражданской защиты по ликвидации последствий осуществляется территориальными и отраслевыми органами управления Гражданской защиты, которые организуют работу на подвижных пунктах управления.

Доведение информации до органов управления и формирования Гражданской защиты, рабочих, служащих и остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведения в опасных районах осуществляется через радиотрансляционный узел, ведомственные средства связи и личное общение.

Связь с органами управления осуществляется по линиям проводной и беспроводной связи, в районах стихийных бедствий дополнительно развертываются радио и проводные средства связи.

  1. Возникновение крупных производственных аварий, взрывов, пожаров.

При возникновении крупных производственных аварий, взрывов, пожаров проводятся следующие мероприятия:

— оповещение;

— прогнозирование ситуации.

Об угрозе пожара, аварий на технологическом оборудовании, железнодорожном, воздушном транспорте и при неблагополучных ситуациях в лесных массивах в пожароопасный период оповещение органов управления и сил Гражданской защиты производится дежурным персоналом территориальных органов управления Гражданской защиты и сил дежурных караулов пожарных подразделений. Органы управления организуют оповещение служб и формирований Гражданской защиты, а также населения.

О возникновении пожаров, взрывах и авариях на объектах хозяйствования органы управления и формирования Гражданской защиты, дежурные пожарной охраны, скорой медицинской помощи и милиции, местные государственные администрации и органы местного самоуправления оповещаются оперативными дежурными территориальных органов управления Гражданской защиты и дежурной службой государственной противопожарной службы.

Рабочие, служащие и население, находящиеся в зоне разрушений от взрыва или в опасной близости от пожара, оповещаются посредством уличных сирен, громкоговорителей, через узлы связи, подвижными средствами и группами оповещения о порядке проведения эвакуации, правилах поведения и мерах по жизнеобеспечению.

Оперативными группами органов управления Гражданской защиты по реальным данным прогнозируется возможная обстановка и готовятся предложения по защите населения, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей.

Прогнозирование реально складывающейся обстановки производят территориальные органы управления Гражданской защиты с привлечением специалистов пожарной охраны.

Прогнозирование возможной пожарной обстановки производится оперативными штабами противопожарной службы республики, областей и гг. Бишкек и Ош.

Пожарную разведку на объектах хозяйствования ведут специализированные отделения пожаротушения противопожарной службы.

Для ликвидации последствий аварий, взрывов, пожаров:

— приводятся в готовность опорные пункты тушения крупных и сложных пожаров;

— приводятся в готовность формирования служб Гражданской защиты для обеспечения мероприятий Гражданской защиты;

— производится обваловка и локализация места аварии;

— производится ускоренное строительство временных источников противопожарного водоснабжения, запруд, дамб, прокладка временных водоводов;

— производятся частичное отселение населения, отгон скота;

— приводятся в готовность бригады скорой помощи, готовятся лечебные учреждения для приема пострадавших;

— производится оцепление места аварии.

С момента возникновения чрезвычайной ситуации силы противопожарной службы и других служб Гражданской защиты приступают к ее локализации и ликвидации, обеспечивают проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, при этом проводятся следующие действия:

— эвакуация населения из очага поражения;

— отгон животных в безопасные районы;

— проведение неотложных мероприятий по повышению устойчивости сохранившегося производства и эвакуация материальных ресурсов.

На первоначальном этапе аварийно-спасательных и других неотложных работ немедленно задействуются силы объекта, на котором произошла авария (дежурные смены противопожарных и других формирований), подвижные группы Главного управления безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, противопожарные, аварийно-спасательные и другие формирования.

Аварийно-восстановительные работы на объектах проводятся в соответствии с заранее разработанными планами по ликвидации аварии.

Жизнеобеспечение пострадавшего населения организуют местные государственные администрации и органы местного самоуправления с привлечением служб Гражданской защиты.

Управление мероприятиями по ликвидации последствий аварий осуществляется руководителем территориального органа управления Гражданской защиты.

  • Защита населения, сельскохозяйственных животных, производственных и других объектов от крупных пожаров и взрывов;

Основными мероприятиями по защите являются:

— оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебно-профилактические учреждения;

— эвакуация населения из поврежденных зданий, зон возможного распространения огня и размещение их в подготовленных помещениях;

— тщательная проверка всех задымленных и горящих помещений и поиск пораженных;

— первоочередная локализация и тушение очагов пожаров, которые препятствуют успешному проведению спасательных работ и создают угрозу дальнейшего распространения огня;

— вывоз материальных ценностей, имущества и техники, вывод сельскохозяйственных животных из зон возможного распространения огня;

— устройство противопожарных разрывов, снос малоценных и ветхих деревянных строений;

— принятие других мер, препятствующих распространению огня.

Эвакуация населения проводится двумя способами:

— заблаговременный вывоз и вывод из зон возможного распространения пожара с использованием личного транспорта и транспорта, находящегося вблизи расположенных объектов, а также с привлечением формирований транспортной службы и пешим порядком;

— эвакуация населения из разрушенных и сгоревших зданий автоколоннами для перевозки населения.

  1. Возникновение катастрофического затопления (наводнения).

О факте аварии и возникновении катастрофического затопления органы управления и формирования Гражданской защиты оповещаются по системе централизованного оповещения.

Рабочие, служащие и остальное население оповещаются по системе оповещения о катастрофическом затоплении, а также с помощью подвижных средств оповещения.

Наблюдение и контроль ведутся:

— постами Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики;

— Агентством по гидрометеорологии при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

— воздушными средствами.

Наблюдение и контроль за районами затопления и маршрутами выдвижения и эвакуации ведутся с целью решения следующих задач:

— определение границ зоны затопления;

— определение местонахождения пострадавших и их состояния;

— наличие и состояние дорог;

— состояние населенных пунктов и объектов хозяйствования;

— возможность использования наземного транспорта, плавсредств.

Для приведения в готовность и развертывания сил и средств Гражданской защиты, привлекаемых к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводятся следующие мероприятия:

— проводится частичная эвакуация населения и вывоз материальных ценностей из зон возможного катастрофического затопления;

— приводится в готовность автотранспорт для эвакуации населения;

— подготавливаются мероприятия к безаварийной остановке производства, осуществляется защита оборудования;

— организуется ускоренное выполнение инженерных работ по подготовке водопропускных каналов;

— осуществляется форсированная сработка водохранилищ (по особому распоряжению);

— для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по решению начальников Гражданской защиты областей создаются группировки сил и средств Гражданской защиты;

— проводится поиск людей и сельскохозяйственных животных на затопленной территории, их спасение и эвакуация в безопасные районы;

— оказание медицинской и других видов помощи.

Для проведения эвакуации и спасательных работ в зоне возможного затопления привлекаются силы и средства формирований Гражданской защиты районов, городов, транспортной, медицинской служб и службы охраны общественного порядка.

Наряду с проведением спасательных работ проводятся неотложные работы по их обеспечению и уменьшению последствий затопления:

— укрепление гидротехнических сооружений;

— оборудование отвода вод;

— сооружение временных причалов;

— восстановление дорог и мостов на маршрутах выдвижения;

— локализация аварий на коммунально-энергетических сетях.

Для обеспечения мероприятий Гражданской защиты привлекаются силы и средства служб Гражданской защиты.

Жизнеобеспечение пострадавшего населения организуется местными государственными администрациями и органами местного самоуправления с привлечением служб Гражданской защиты.

Управление мероприятиями и силами Гражданской защиты осуществляется территориальными и отраслевыми органами управления Гражданской защиты.

Основными мероприятиями по защите населения, сельскохозяйственных животных при катастрофическом затоплении (наводнении) являются:

— поиск людей на затопленной территории и эвакуация в безопасные районы;

— эвакуация населения из зон возможного затопления;

— оказание медицинской помощи и эвакуация пострадавших в лечебно-профилактические учреждения;

— тщательная проверка затопленных зданий и сооружений;

— устройство отводных каналов, сооружение временных мостов и причалов, восстановление дорог и мостов на маршрутах выдвижения;

— организация жизнеобеспечения эвакуированного населения в районах размещения.

Эвакуация населения проводится двумя способами:

заблаговременный вывоз и вывод из зон возможного затопления:

— пешим порядком;

— с привлечением автоколонн транспортной службы;

— силами и средствами Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

— с привлечением личного транспорта;

— транспортом расположенных вблизи объектов;

эвакуация населения с затопленных территорий на плавательных средствах с последующей перевозкой силами и средствами транспортной службы.

 

Print Friendly, PDF & Email

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.