Обзорная информация о нормативных правовых актах в области гендерного равенства

0
1 408 просмотров

Гендерная политика в нашем государстве  базируется на международных критериях и нормах, определенных мировым сообществом: Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о политических правах женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенциях МОТ, Европейской социальной хартии, Пекинской Декларации и Платформе действий, Резолюции Совета Безопасности ООН N 1325, Конституции Кыргызской Республики и других нормативных правовых актах.

В мировом масштабе, под эгидой ООН, в сентябре 2000г.  была принята «Декларация тысячелетия». В одной из 8 целей развития была сформулирована цель по поощрению равенства мужчин и женщин и расширению прав и возможностей женщин. На национальном уровне реализация данной цели развития нашла отражение в ряде нижеуказанных Законов КР, УП КР, постановлений ПКР, таких, как:

– Закон КР от 23.10.2007г. № 157 «О новой редакции Конституции КР»;

-Закон КР «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» от 4.08.2008г. № 184;

-Указ Президента КР от 23.04.2012г. УП № 93 «Об установлении Дня матери Кыргызской Республики»;

  -Постановление ПКР от 27.06.2012г. № 443 «Об утверждении Национальной стратегии и Национального плана действий по достижению гендерного равенства в КР”;

-Постановление ПКР   от 1.10.2012г. № 666 «О поддержке семьи и материнства»;

-Постановление ПКР от 18.02.2013г. № 78 «Об утверждении Плана действий

по реализации Резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о роли женщин в обеспечении мира и безопасности»и др.

В Пекинской Платформе действий, принятой в 1995г. на Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин, выделены 12 основных проблемных областей для продвижения женщин и стратегические цели и действия для их решения.

В первых трех проблемных областях обозначены нищета среди женщин, неравенство и неадекватные возможности женщин в сфере образования, профессиональной подготовки и в области охраны здоровья. Более высокий риск оказаться в нищете для женщин, чем для мужчин, сохраняется по ряду причин: в случае вынужденного перерыва в трудовом стаже женщинам сложнее восстановиться на высокооплачиваемую работу, женщины более старшего возраста имеют меньше шансов трудоустроиться,  сохраняются социальные стереотипы о ролях мужчин и женщин и др.

Со стороны государства предприняты законодательные меры по обеспечению равных прав и свобод мужчин и женщин. Это прежде всего отражено в главном законодательном акте – Законе КР от 23 октября 2007г. № 157 “О  новой редакции Конституции Кыргызской Республики”. В  статье 13, п.4 Конституции КР подчеркивается, что у нас в стране мужчины и женщины имеют равные свободы и права, а также равные возможности для их реализации.

Законодательство КР учитывает гендерные различия, связанные с выполнением женщинами социальных функций по рождению и воспитанию детей, предусматривая для них ряд льгот. Это отражено и в новой редакции Трудового Кодекса КР, а также Семейном Кодексе КР.Трудовые права женщин защищены  Трудовым Кодексом КР, равные условия и равные возможности при объявлении конкурса на замещение вакантной должности на государственной и муниципальной службе узаконены Указом Президента КР от 20.03.2006г. № 136 “О мерах по совершенствованию гендерной политики”.  Гендерные разделы и аспекты, а также мероприятия и индикаторы включены во все стратегические документы страны.

Одним из примеров успешных мер со стороны государства по преодолению проблемных областей, обозначенных в Пекинской Платформе действия, являются мероприятия в области охраны здоровья и образования. Согласно Программе государственных гарантий, беременные женщины и роженницы отнесены к льготной категории с предоставлением ряда льгот при получении медицинских услуг.

Государство добилось организации и введению в общеобразовательных школах республики бесплатного питания для учащихся 1-4 классов.

В целях защиты женщин от насилия, устранения стереотипгых образов женщин в СМИ, а также защиты прав человека женщин в нашем государстве были приняты Законы КР “О социально-правовой защите от насилия в семье” и о внесены дополнения в Кодекс КР об административной ответственности.

Несмотря на значительный вклад женщин в экономику страны, их потенциал не используется в полной мере в связи с тем, что доля женщин, участвующих при принятии экономических решений, остается низкой.

Но существуют государственные учреждения, деятельность которых по своей специфике больше связана с мужским слоем населения. К примеру, МЧС КР является военизированным учреждением, занимающимся предупреждением и ликвидацией стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, зачастую в экстремальных условиях. Отсюда и следует, что основные структурные единицы в Министерстве возглавляют мужчины. Женщины сосредоточены в финансовых службах, диспетчерских, аналитических службах, службах тылового обеспечения.

Министерством чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики с 2007 года ведется определенная работа по внедрению гендерной политики. Периодически разрабатываются и утверждаются ведомственные планы по реализации Национальной стратегии и Национального плана действий по достижению гендерного равенства в КР. О ходе реализации мероприятий Национального плана действий по достижению гендерного равенства в КР по итогам каждого полугодия направляются соответствующие отчеты.

Во исполнение постановления ПКР от 27.06.2012г. № 443 приказом МЧС КР от 17.11.2012г. № 1005 утвержден ведомственный План МЧС КР по реализации Национальной стратегии и Национального плана действий по достижению гендерного равенства в Кыргызской Республике.

В целях осуществления работы и контроля по реализации Национального и ведомственного планов в Министерстве и его структурных подразделениях созданы постоянно действующие комиссии и рабочие группы по гендерным вопросам. По реализации намеченных мероприятий проведен количественный и качественный мониторинг по соотношению мужчин и женщин в структурах Министерства.

Начиная с 2013г.,  в три вида отчетов МЧС КР вводится гендерный аспект: при предоставлении отчета в Государственную кадровую службу КР, при составлении Каталога по ЧС и при учете предоставления государственной услуги по обучению Гражданской защите в Центре подготовки и переподготовки специалистов ГЗ.

Согласно анализу по соблюдению гендерного представительства, проведенному структурными и подведомственными подразделениями МЧС КР, усредненный показатель представительства женщин составляет 30%. В ЦА МЧС КР и аппарате некоторых структурных подразделений данный показатель составляет 40-50%. Но, с учетом специфики работы, в войсковых частях и хозрасчетных структурах численный состав женщин от общего числа работающего персонала составляет от 8 до 13%.

В условиях дефицита государственного бюджета, начиная с 2012г. положительную практику в МЧС КР получило такое мероприятие, как внедрение гибкого графика работы. Так, для 8 сотрудниц Министерства, имеющих детей дошкольного возраста, в зимний период времени было дано разрешение прибывать на работу с задержкой до 15 минут.

В соответствии с Указом Президента КР от 23.04.2012г. УП № 93 «Об установлении Дня матери в Кыргызской Республике», а также согласно Плану Плана мероприятий МЧС КР, утвержденным приказом МЧС КР от 11 мая 2012г. № 412, в целях поддержки семьи и материнства, 29 сотрудницам Министерства была выделена материальная помощь в размере 29,0 тыс.сом.

Во исполнение постановления Правительства Кыргызской Республики от  28 февраля  2012 года  № 148  «О проведении  Года семьи, мира, согласия и взаимного прощения», приказа МЧС КР от 2.03.2012 года  № 159 «Об утверждении Плана основных мероприятий МЧС КР по Году семьи, мира, согласия и взаимного прощения»семьям сотрудников МЧС КР оказана материальная помощь в сумме 26,7 тыс.сом.

Проведение гендерной политики в некоторой степени учитывается при подготовке бюджетов расходования государственных структур, в которые в обязательном порядке закладываются суммы оплачиваемых отпусков по беременности и родам, включая льготы в условиях высокогорья или при осложненных родах, а также различные пособия и льготные отпуска, не предусмотренные трудовым законодательством, но предусмотренные в условиях Коллективного договора. Так, в соответствии со ст.5 Трудового Кодекса КР, на основании  Коллективных договоров, заключенных между Администрацией и Профсоюзным комитетом ЦА МЧС КР и структурных, подведомственных подразделений,  льготные оплачиваемые отпуска до 3-х дней в течение года предоставляются многодетным и одиноким матерям, а также в случае смерти близких родственников, бракосочетания сотрудников Министерства.

Гендерный подход требует глубокого изучения как национального, так и международного законодательства, а также получения квалифицированных знаний в области внедрения гендерной политики. В этих целях сотрудники МЧС КР в течение 2012г. приняли участие в двух обучающих семинарах, организованными МВД КР и ПРООН. Но обучение по гендерным вопросам  необходимо проводить регулярно, на системной основе. В силу того, что каждое министерство в основном выполняет свои функции и задачи, заложенные в Положениях министерств, при разработке и утверждении которых не выделен гендерный аспект, проработка гендерных вопросов  зачастую выполняется на местах “стихийно”, разными ответственными исполнителями.

В целях налаживания работы по реализации гендерной политики необходимо разработать четкую схему управления для руководства и осуществления координации за ходом исполнения Национальной стратегии и Национального плана действий по достижению гендерного равенства в Кыргызской Республике. Так как реализация мероприятий зависит от их исполнения на местах, необходимо в установленном порядке решить вопрос о включении в Положения министерств и ведомств КР функций по гендерным вопросам с возложением ответственности за выполнение этих функций на отдельную структурную единицу.

Print Friendly, PDF & Email

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.