Закон КР О Гражданской защите

0
2 359 просмотров

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 24 мая 2018 года № 54

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 19 апреля 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие в области Гражданской защиты населения и территории Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

Защите от чрезвычайных ситуаций подлежат все граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Кыргызской Республики независимо от времени пребывания.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) Гражданская защита — составная часть системы общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

2) государственная система Гражданской защиты — общегосударственная система, элементами которой являются органы управления, силы и средства государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и добровольных организаций Кыргызской Республики, выполняющая функции по защите населения и территории Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время. Государственная система Гражданской защиты включает в себя Национальную платформу Кыргызской Республики по снижению риска бедствий;

3) Национальная платформа Кыргызской Республики по снижению риска бедствий — национальный механизм координации и стратегического руководства в сфере снижения риска бедствий, которые носят многоотраслевой и междисциплинарный характер, с участием всех заинтересованных сторон, включая государственные структуры, частный сектор и гражданское общество;

4) чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся на определенной территории Кыргызской Республики в результате опасного природного или техногенного явления, аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, воздействия современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

5) предупреждение чрезвычайных ситуаций — комплекс заблаговременно проводимых мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба в случае их возникновения;

6) ликвидация чрезвычайных ситуаций — локализация и прекращение действия факторов, вызвавших чрезвычайную ситуацию, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба;

7) зона чрезвычайной ситуации — территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация;

8) безопасность в чрезвычайных и кризисных ситуациях — состояние защищенности населения, территорий, объектов и инфраструктуры страны от угроз, возникающих в результате воздействия чрезвычайной ситуации в мирное и военное время, обеспечивающее первоочередное жизнеобеспечение населения с учетом гендерных и демографических потребностей, функционирование объектов и инфраструктуры;

9) уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области Гражданской защиты — государственный орган исполнительной власти Кыргызской Республики, специально уполномоченный решать задачи в области Гражданской защиты, определяемый Правительством Кыргызской Республики;

10) организации — организации (учреждения, предприятия, объекты хозяйствования независимо от форм собственности), имеющие объекты оборонного, экономического и социального значения или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

11) комиссия по Гражданской защите — постоянно действующий координирующий орган государственной системы Гражданской защиты, предназначенный для организации и выполнения мероприятий по Гражданской защите;

12) служба Гражданской защиты — организационно-техническое объединение органов управления, сил и средств государственных органов, организаций и их структурных подразделений независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), обладающих сходным профилем деятельности и способных к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий Гражданской защиты;

13) силы Гражданской защиты — войска, подразделения и формирования Гражданской защиты;

14) средства Гражданской защиты — специальные сооружения, техника, инструменты, оборудование, снаряжение, средства связи, защиты и оказания первой помощи пострадавшим, запасы материально-технических средств, предназначенные для спасения людей и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

15) войска и подразделения Гражданской защиты — воинские части, соединения и подразделения уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты, специально подготовленные для решения задач Гражданской защиты в мирное и военное время;

16) формирования Гражданской защиты — формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-отраслевому принципу, владеющие специальной техникой и имуществом, подготовленные для проведения предупредительных, аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время, в том числе создаваемые на добровольной основе общественные объединения;

17) территория, отнесенная к группе по Гражданской защите в военное время, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное, экономическое значение в области Гражданской защиты;

18) первоочередное жизнеобеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации — своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения: в воде, продуктах питания, предметах первой необходимости, медицинских услугах и средствах, коммунально-бытовых услугах, жилье, транспортном и информационном обеспечении;

19) органы управления Гражданской защиты — государственные органы, органы местного самоуправления, организации, осуществляющие руководство и обеспечивающие выполнение мероприятий Гражданской защиты в мирное и военное время;

20) бедствие — серьезное нарушение функционирования общества, повышающее человеческую уязвимость, вызывающее большие человеческие жертвы и масштабный экологический ущерб, превышающий возможности общества справиться исключительно за счет собственных ресурсов;

21) риск бедствий — возможные потери в результате бедствий, выражающиеся в человеческих потерях, материальном, экономическом и экологическом ущербе;

22) снижение риска бедствий — комплекс мер по снижению подверженности угрозам бедствий населения и территорий, повышение готовности к чрезвычайным ситуациям на основе систематического анализа и контроля причинных факторов рисков и рационального природопользования;

23) эвакуация — комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации) районах (местах);

24) отселение населения — комплекс мероприятий по осуществлению переселения людей из потенциально опасных участков при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в безопасные районы на временное или новое местожительство;

25) мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций — совокупность мер по наблюдению, анализу, оценке состояния и изменения природных, техногенных процессов, явлений и прогнозированию их развития, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

26) система комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций — система, объединяющая функционально-отраслевые структуры и службы по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

27) потенциально опасный объект — объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют пожаро-, взрывоопасные, радиоактивные, опасные химические, биологические и ядовитые вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации, инженерно-технические, а также другие сооружения и объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации;

28) потенциально опасный участок — территория (земельное, водное или воздушное пространство), подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, отнесенных к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

29) аварийно-спасательные и другие неотложные работы — первоочередные работы в зоне чрезвычайных ситуаций, направленные на спасение и оказание помощи людям, локализацию и подавление очагов поражающих воздействий, предотвращение возникновения вторичных поражающих факторов, защиту и спасение материальных и культурных ценностей;

30) подготовка населения в области Гражданской защиты — целенаправленный процесс организации деятельности всех групп населения по овладению знаниями и умениями, а также приобретению практических навыков по защите от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах.

Статья 3. Принципы организации и ведения Гражданской защиты

  1. Организация и ведение Гражданской защиты являются одной из важнейших функций государства, составной частью обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики. Гражданская защита организуется и ведется в Кыргызской Республике по территориально-отраслевому принципу.

Организация и ведение Гражданской защиты в Кыргызской Республике осуществляется государственной системой Гражданской защиты.

Государственная система Гражданской защиты состоит из территориальной подсистемы, создающейся на базе административно-территориальных единиц, отраслевой подсистемы, создающейся на базе министерств и ведомств, и специальных подсистем, создающихся для решения специальных задач в области Гражданской защиты.

  1. Планирование и осуществление мероприятий по Гражданской защите проводятся органами управления Гражданской защиты с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также демографических, гендерных, культурных особенностей различных групп населения, особенностей территорий и степени опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

План мероприятий по Гражданской защите определяется Правительством Кыргызской Республики исходя из принципа необходимой достаточности и использования имеющихся сил и средств.

Мероприятия по Гражданской защите осуществляются силами и средствами государственных органов, местных государственных администраций, органов местного самоуправления и организаций.

Подготовка государства к Гражданской защите в военное время осуществляется органами управления Гражданской защиты заблаговременно, в мирное время — с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

  1. Перевод Гражданской защиты с мирного на военное время на территории Кыргызской Республики или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны Президентом Кыргызской Республики или фактического начала военных действий.

Статья 4. Правовое регулирование в области Гражданской защиты

Правовое регулирование в области Гражданской защиты осуществляется в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 5. Государственная система Гражданской защиты

  1. Порядок функционирования государственной системы Гражданской защиты определяется Правительством Кыргызской Республики.
  2. Задачи государственной системы Гражданской защиты:

1) разработка и реализация правовых норм по обеспечению защиты населения, учитывающих демографические и гендерные особенности различных групп, и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций;

2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

3) обеспечение готовности органов управления Гражданской защиты, сил и средств государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

4) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

5) сбор, обработка, обмен и предоставление информации в области Гражданской защиты;

6) подготовка и повышение квалификации руководителей и сотрудников государственных органов, органов местного самоуправления всех уровней и организаций;

7) обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях;

8) проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска бедствий;

9) предусмотрение финансовых и материальных резервов для предупреждения, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

10) осуществление государственной экспертизы, контроля и надзора за промышленной, горной, пожарной безопасностью и контроля в области Гражданской защиты;

11) международное сотрудничество в области защиты населения и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций;

12) создание и поддержание в готовности убежищ и противорадиационных укрытий, запасных пунктов управления, систем связи и оповещения для своевременного доведения до населения сигналов об опасности, возникающей в мирное и военное время;

13) защита сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водных источников и систем водоснабжения в чрезвычайных и кризисных ситуациях;

14) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

15) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

16) снижение уязвимости и предупреждение насилия в отношении женщин и детей в период чрезвычайных ситуаций, а также в местах временного размещения;

17) восстановление коммунально-технических служб и коммуникаций;

18) осуществление мероприятий по оказанию медицинской помощи, жизнеобеспечению населения;

19) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;

20) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

21) проведение мероприятий по санитарной обработке населения и обеззараживанию техники, зданий и других объектов;

22) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

23) осуществление исследований по оценке риска для населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

25) организация вовлечения всех заинтересованных сторон в мероприятия по снижению риска бедствий в рамках Национальной платформы Кыргызской Республики по снижению риска бедствий;

26) проведение иных мероприятий, в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

  1. В мирное время устанавливаются следующие режимы функционирования государственной системы Гражданской защиты:

1) режим повседневной деятельности — при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановке;

2) режим повышенной готовности — при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки или получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

3) режим чрезвычайной ситуации — при возникновении чрезвычайных ситуаций и во время ликвидации их последствий.

Порядок введения режимов функционирования Гражданской защиты в мирное и военное время определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 6. Сеть наблюдения и лабораторного контроля Гражданской защиты

Для наблюдения и лабораторного контроля за загрязнением (заражением) окружающей среды (открытых водоемов, воздуха, почвы и растительности), продуктов питания, пищевого сырья, фуража и воды радиоактивными, отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, биологическими (бактериологическими) и другими средствами, а также для контроля за возникновением эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и других инфекционных заболеваний создается сеть наблюдения и лабораторного контроля Гражданской защиты.

В состав сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданской защиты входят центры гигиены и эпидемиологии, ветеринарные лаборатории и станции, агрохимические лаборатории, лаборатории по аналитическому контролю окружающей среды, посты радиационного и химического наблюдения, а также объектовые лаборатории и другие организации.

Порядок создания и деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданской защиты определяется Правительством Кыргызской Республики.

Глава 2. Полномочия Правительства Кыргызской Республики и уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты, обязанности министерств, государственных комитетов и административных ведомств, полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях, местных государственных администраций, органов местного самоуправления и организаций, права и обязанности населения в области Гражданской защиты

Статья 7. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в области Гражданской защиты

Правительство Кыргызской Республики:

1) определяет единую государственную политику в области Гражданской защиты;

2) утверждает концепции, стратегии и программы в области Гражданской защиты на основе и во исполнение Конституции Кыргызской Республики, законов, указов Президента Кыргызской Республики и постановлений Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в целях реализации государственных программ Правительства Кыргызской Республики;

3) организует разработку и проведение научных исследований, выполнение специальных программ в области Гражданской защиты;

4) определяет перечень служб Гражданской защиты и утверждает их задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности государственных органов исполнительной власти и организаций в области Гражданской защиты, принимает решение о создании республиканских служб Гражданской защиты;

5) обеспечивает создание государственных финансовых и материальных резервов для нужд Гражданской защиты, а также определяет порядок их использования;

6) решает вопросы финансирования неотложных мероприятий Гражданской защиты за счет средств республиканского бюджета;

7) принимает решение о руководстве ликвидацией последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и об оказании государственной помощи в случае их возникновения;

8) определяет порядок сбора и обмена информацией в области Гражданской защиты между государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;

9) определяет порядок создания и деятельности формирований Гражданской защиты;

10) определяет порядок взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных организаций и граждан по снижению рисков насилия в отношении женщин и детей в чрезвычайных и кризисных ситуациях;

11) определяет перечень и порядок отнесения территорий к группам по Гражданской защите в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций к категориям по Гражданской защите в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

12) определяет порядок эвакуации и отселения населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

13) определяет порядок обучения населения вопросам в области Гражданской защиты;

14) определяет порядок создания защитных сооружений и иных объектов Гражданской защиты, а также порядок накопления, хранения и использования в целях Гражданской защиты запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

15) определяет порядок приведения в готовность Гражданской защиты;

16) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и критерии их оценки;

17) утверждает штатную численность военнослужащих войск Гражданской защиты и Положение о войсках Гражданской защиты;

18) определяет порядок оценки риска и ущерба от чрезвычайных ситуаций;

19) определяет порядок создания и функционирования системы комплексного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

20) определяет порядок компенсации затрат на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

21) устанавливает порядок осуществления государственной экспертизы, контроля и надзора в области Гражданской защиты;

22) утверждает Положение о порядке выдачи предписаний в области Гражданской защиты;

23) осуществляет иные полномочия в области Гражданской защиты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 8. Полномочия уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты

  1. Уполномоченный государственный орган в области Гражданской защиты является воинским учреждением и комплектуется военнослужащими, государственными служащими, служащими (далее — сотрудники уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты) и младшим обслуживающим персоналом.
  2. Сотрудники уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты обеспечиваются специальной и ведомственной формой с символикой и знаками различия. Специальная техника оснащается символикой и специальными сигналами, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики.
  3. Силами постоянной готовности являются войска Гражданской защиты и подразделения уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты.
  4. Уполномоченный государственный орган в области Гражданской защиты:

1) участвует в реализации единой государственной политики в области Гражданской защиты;

2) осуществляет по решению Правительства Кыргызской Республики меры по организации и ведению Гражданской защиты;

3) выдает предписания и указания в области Гражданской защиты, являющиеся обязательными для исполнения министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности;

4) по факту неисполнения выданных предписаний и указаний в области Гражданской защиты уведомляет соответствующие органы о привлечении виновных физических и юридических лиц к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

5) вносит предложение в Правительство Кыргызской Республики и в правоохранительные органы о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения законодательства Кыргызской Республики, нормативов, правил и стандартов в области Гражданской защиты, а также в случае чрезвычайных ситуаций;

6) осуществляет государственное управление и координацию деятельности органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и организаций в области Гражданской защиты;

7) осуществляет в установленном порядке сбор и обработку информации в области Гражданской защиты, а также обмен информацией;

8) организует и координирует подготовку и переподготовку органов управления, сил Гражданской защиты, организаций и населения в области Гражданской защиты;

9) координирует и проводит мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению риска бедствий;

10) организует разработку и реализацию концепций, стратегий, целевых программ в области Гражданской защиты;

11) проводит специальные превентивные мероприятия, аварийно-восстановительные работы и другие мероприятия по защите населения и территорий;

12) создает и содержит средства индивидуальной защиты, приборы химического и дозиметрического контроля;

13) организует функционирование системы комплексного мониторинга и прогнозирования природных, техногенных и других опасностей;

14) координирует и обеспечивает жизнедеятельность населения, а также деятельность международных организаций и участников Национальной платформы по снижению риска бедствий на территории Кыргызской Республики;

15) обеспечивает в соответствии с законодательством социальную защищенность и страхование сотрудников уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты;

16) создает и поддерживает в постоянной готовности Единую информационно-управляющую систему Кыргызской Республики в чрезвычайных и кризисных ситуациях, систему оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

  1. Организации образования уполномоченного органа в области Гражданской защиты создаются в целях обучения, подготовки и переподготовки специалистов в области Гражданской защиты.
  2. Главными задачами организаций образования уполномоченного органа в области Гражданской защиты являются:

1) обучение, подготовка и переподготовка специалистов в области Гражданской защиты;

2) создание условий для профессионального роста и повышения квалификации специалистов в области Гражданской защиты;

3) проведение исследований по актуальным проблемам совершенствования деятельности в области Гражданской защиты.

  1. Полномочия, права и задачи уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты и его территориальных органов, порядок осуществления им нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области Гражданской защиты определяются Положением об этом органе, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.

Статья 9. Обязанности министерств, государственных комитетов и административных ведомств Кыргызской Республики в области Гражданской защиты

  1. Министерства, государственные комитеты и административные ведомства Кыргызской Республики образуют в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделения (специалистов) для решения задач в области Гражданской защиты.
  2. Министерства, государственные комитеты и административные ведомства Кыргызской Республики:

1) разрабатывают и реализуют планы Гражданской защиты на мирное и военное время, согласовывают их с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;

2) создают на всех уровнях и во всех структурных подразделениях комиссии по Гражданской защите, определяют их состав, задачи и координируют их деятельность;

3) осуществляют подготовку необходимых сил и средств для ведения Гражданской защиты в мирное и военное время, обучение сотрудников правилам действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;

4) разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;

5) обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по обеспечению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, безопасности на воде, а также соблюдение норм и правил при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения при выполнении инженерно-технических мероприятий Гражданской защиты;

6) предусматривают финансирование за счет республиканского бюджета и собственных средств мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;

7) осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики, и защиту населения в мирное и военное время;

8) создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления Гражданской защиты;

9) создают в мирное время и содержат в целях Гражданской защиты запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и индивидуальных средств защиты, перечень которых устанавливается Правительством Кыргызской Республики;

10) осуществляют деятельность по мониторингу, прогнозированию природных и техногенных процессов в профильной сфере;

11) принимают меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на подведомственных объектах;

12) осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций в чрезвычайных ситуациях, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

13) разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные правовые акты по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты работников организаций и населения.

Статья 10. Обязанности полномочных представительств Правительства Кыргызской Республики в областях, местных государственных администраций и органов местного самоуправления в области Гражданской защиты

  1. Полномочные представительства Правительства Кыргызской Республики в областях и местные государственные администрации:

1) создают комиссии по Гражданской защите и координируют их деятельность;

2) принимают решения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области Гражданской защиты;

3) разрабатывают и реализуют планы Гражданской защиты на мирное и военное время, согласовывают их с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;

4) проводят на подведомственной территории мероприятия по мониторингу, прогнозированию, оценке риска бедствий и предупреждению чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;

5) согласовывают с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты решение о выделении земельных участков под строительство жилых, административных и производственных зданий и сооружений в целях предупреждения выделения земельных участков в зоне опасных природных процессов;

6) осуществляют подготовку и поддержание в готовности необходимых сил и средств для ведения Гражданской защиты;

7) организуют обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты, в том числе в образовательных организациях в областях;

8) принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организуют их проведение;

9) обеспечивают выполнение предписаний и указаний уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты;

10) принимают заблаговременно комплексные меры по отселению населения из потенциально опасных участков;

11) обеспечивают своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

12) принимают меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на подведомственных объектах и территориях;

13) ежегодно предусматривают в республиканском бюджете финансовые средства на создание в мирное время и содержание в готовности к применению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских, индивидуальных и коллективных средств защиты.

  1. Обязанности органов местного самоуправления:

1) создают комиссии по Гражданской защите и координируют их деятельность;

2) назначают ответственных сотрудников по организации и ведению Гражданской защиты;

3) принимают решения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области Гражданской защиты;

4) разрабатывают и реализуют планы Гражданской защиты, согласовывают их с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;

5) проводят на подведомственной территории мероприятия по прогнозированию, оценке рисков бедствий и предупреждению чрезвычайных ситуаций;

6) согласовывают с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты решение о выделении земельных участков под строительство жилых, административных и производственных зданий и сооружений в целях предупреждения выделения земельных участков в зоне опасных природных процессов;

7) осуществляют подготовку и поддержание в готовности необходимых сил и средств для ведения Гражданской защиты;

8) осуществляют информирование и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты;

9) принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организуют их проведение;

10) принимают заблаговременно комплексные меры по отселению населения из потенциально опасных участков;

11) совместно с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты обеспечивают своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

12) принимают меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на подведомственных объектах и территориях;

13) предусматривают в местном бюджете и выделяют финансовые средства на проведение мероприятий по Гражданской защите;

14) обеспечивают выполнение предписаний и указаний уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 11. Обязанности организаций в области Гражданской защиты

Организации на своих объектах:

1) содержат в своем штате должность специалиста по Гражданской защите;

2) создают формирования Гражданской защиты и поддерживают их в готовности к проведению мероприятий Гражданской защиты;

3) разрабатывают и реализуют планы Гражданской защиты в мирное и военное время;

4) на потенциально опасных объектах проводят мероприятия по мониторингу, прогнозированию, оценке риска бедствий;

5) проводят мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, устойчивому функционированию организаций в мирное и военное время;

6) осуществляют во взаимодействии с уполномоченным государственным органом обучение своих работников способам защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

7) создают системы оповещения и обеспечивают их устойчивое функционирование на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;

8) создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских, индивидуальных и коллективных средств защиты;

9) на потенциально опасных объектах обеспечивают персонал и население, проживающее в расчетной зоне распространения чрезвычайных ситуаций, средствами индивидуальной защиты;

10) незамедлительно информируют органы управления Гражданской защиты и население об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

11) принимают меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории своих объектов;

12) при необходимости по решению органа управления Гражданской защиты предоставляют имеющиеся в собственности транспортные средства, инструменты и оборудование для выполнения задач по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Статья 12. Права и обязанности населения Кыргызской Республики в области Гражданской защиты

  1. Население Кыргызской Республики имеет право:

1) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

2) на бесплатное медицинское обслуживание и лечение при нахождении в зонах чрезвычайных ситуаций;

3) на использование имущества местных государственных администраций, органов местного самоуправления и организаций, предназначенного для выполнения мероприятий Гражданской защиты;

4) вступать в состав добровольных (общественных) спасательных формирований;

5) быть информированным о риске, которому население может подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Кыргызской Республики, и о мерах необходимой безопасности;

6) принимать участие в мероприятиях Гражданской защиты.

  1. Населению, принимающему непосредственное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в установленном порядке предоставляется право на получение компенсаций и льгот за работу в зонах чрезвычайных ситуаций.

Порядок предоставления компенсаций и льгот населению устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

  1. Население Кыргызской Республики обязано:

1) принимать заблаговременные меры по обеспечению собственной безопасности в случае угрозы чрезвычайной ситуации;

2) соблюдать меры безопасности в повседневной деятельности, не допускать нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

3) изучать способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

4) оказывать содействие органам государственной власти и организациям в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

5) информировать соответствующие органы управления Гражданской защиты об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Глава 3. Органы управления Гражданской защиты, комиссия по Гражданской защите, службы Гражданской защиты

Статья 13. Органы управления Гражданской защиты

  1. Государственная система Гражданской защиты состоит из трех уровней: республиканского, территориального и объектового.
  2. Руководство государственной системой Гражданской защиты осуществляют:

1) на республиканском уровне — Премьер-министр Кыргызской Республики — начальник Гражданской защиты Кыргызской Республики. Руководитель уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты является заместителем начальника Гражданской защиты Кыргызской Республики;

2) на территориальном уровне — полномочные представители Правительства Кыргызской Республики в областях, мэры городов Бишкек и Ош, главы местных государственных администраций, органов местного самоуправления — начальники Гражданской защиты на своих территориях. Руководители соответствующих территориальных подразделений уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты являются заместителями начальника Гражданской защиты на территориальном уровне;

3) на объектовом уровне — руководители организаций — начальники Гражданской защиты;

4) в отраслевых подсистемах — руководители исполнительных государственных органов власти — начальники Гражданской защиты.

  1. Органами управления Гражданской защиты являются:

1) на республиканском уровне — уполномоченный государственный орган в области Гражданской защиты, а также отделы (работники) Гражданской защиты центральных органов исполнительной власти;

2) на территориальном уровне — территориальные подразделения уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты, а также отделы (работники) Гражданской защиты местных органов исполнительной власти областей, городов и органов местного самоуправления;

3) на объектовом уровне (в организациях) — структурные подразделения (отдельные работники), специально уполномоченные на решение задач в области Гражданской защиты, непосредственно подчиненные руководителю организации.

В отраслевой подсистеме Гражданской защиты независимо от форм собственности создаются аналогичные органы управления решением руководителя.

Статья 14. Комиссия по Гражданской защите

  1. Комиссии по Гражданской защите на соответствующих уровнях, в отраслях и на объектах являются постоянно действующим координирующим органом Гражданской защиты.

Комиссия по Гражданской защите строит свою деятельность на принципах тесного взаимодействия с администрациями организаций, расположенных на соответствующей территории, общественными организациями или их структурами в области безопасности населения, экономики и окружающей среды.

  1. Решения комиссии по Гражданской защите по вопросам, входящим в ее компетенцию, обязательны для исполнения всеми подведомственными или расположенными на соответствующей территории организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы собственности, а также проживающим на соответствующей территории населением.
  2. Структура и состав комиссии по Гражданской защите, ее функции устанавливаются с учетом возлагаемых на нее задач, штатного расписания государственного органа, органа местного самоуправления и организации, а также в зависимости от количества расположенных на соответствующей территории потенциально опасных объектов, риска возникновения чрезвычайных ситуаций, их возможных последствий и других особенностей.

Типовое положение о комиссиях по Гражданской защите устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 15. Службы Гражданской защиты

  1. Для выполнения мероприятий по Гражданской защите в мирное и военное время создаются республиканские, областные, районные и городские службы Гражданской защиты.
  2. Службы Гражданской защиты предназначены:

1) для выполнения инженерно-технических, медицинских и других специальных мероприятий Гражданской защиты;

2) для подготовки своих сил и средств;

3) для обеспечения действий органов управления и сил Гражданской защиты в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

4) для выполнения специальных задач в соответствии с решениями комиссии Гражданской защиты.

  1. Решения о создании служб Гражданской защиты, их перечень и положения о них принимаются на соответствующих уровнях Правительством Кыргызской Республики, государственными органами, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.

Глава 4. Силы Гражданской защиты

Статья 16. Силы Гражданской защиты

  1. Войска и подразделения Гражданской защиты являются многопрофильной высокоэффективной спасательной системой с оптимальной численностью, составляющей организационное ядро сил спасения.
  2. Задачи войск и подразделений Гражданской защиты:

1) поддержание войск и подразделений Гражданской защиты в постоянной готовности к выполнению задач по предупреждению, реагированию и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

2) организация и проведение мобилизационных мероприятий во взаимодействии с Генеральным штабом Вооруженных Сил Кыргызской Республики по подготовке и развертыванию в военное время;

3) создание, подготовка профессиональных и добровольных формирований;

4) накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;

5) ведение различных видов разведки в зонах чрезвычайных ситуаций и на маршрутах выдвижения к ним;

6) проведение предупредительных, аварийно-спасательных и других неотложных работ по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера на территории Кыргызской Республики, а также на территориях иностранных государств в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики;

7) участие в обеспечении пострадавшего населения средствами первоочередного жизнеобеспечения;

8) оперативное управление ведомственными, добровольными пожарно-, горно-, водно-спасательными формированиями, а также другими силами и средствами, привлекаемыми к аварийно-спасательным и другим неотложным работам;

9) взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями в плане привлечения их сил и средств для участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

10) осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

11) организация и осуществление подготовки и переподготовки кадров войск и подразделений Гражданской защиты, повышение их квалификации и профессионального мастерства, осуществление программно-методического обеспечения учебного процесса;

12) участие в международных учениях, соревнованиях, сборах, семинарах и других мероприятиях, направленных на совершенствование боевой и специальной подготовки войск и подразделений Гражданской защиты;

13) выполнение иных задач в области Гражданской защиты, предусмотренных в части 2 статьи 5 настоящего Закона.

  1. Особенности деятельности войск Гражданской защиты на военное время:

1) отмобилизование и развертывание по штатам военного времени частей и соединений;

2) обеспечение ввода сил Гражданской защиты в очаги поражения и зоны чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие ведения военных действий;

3) ведение различных видов разведки на маршрутах движения сил Гражданской защиты и в зонах чрезвычайных ситуаций;

4) участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнение отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла;

5) проведение мероприятий по захоронению погибших.

  1. Во время военных действий личный состав войск Гражданской защиты не может привлекаться к выполнению каких-либо воинских обязанностей, не связанных с задачами ведения Гражданской защиты. Войска Гражданской защиты и проходящие в них службу военнослужащие не могут участвовать непосредственно в военных действиях и выполнять какие-либо задачи, кроме задач гражданской, территориальной и местной обороны.
  2. Организационно-штатная структура частей и подразделений войск Гражданской защиты в пределах установленной Правительством Кыргызской Республики численности утверждается руководителем уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты.

Статья 17. Формирования Гражданской защиты

  1. Перечень организаций, на базе которых создаются формирования Гражданской защиты, определяется территориальным подразделением уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты и утверждается соответствующим начальником Гражданской защиты.
  2. В формирования Гражданской защиты могут быть зачислены граждане Кыргызской Республики:

1) мужчины — в возрасте от 18 до 60 лет;

2) женщины — в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II и III групп (лиц с ограниченными возможностями здоровья), беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Глава 5. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Статья 18. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

  1. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций проводятся заблаговременно с учетом риска их возникновения и возможного ущерба от них. В случае необходимости проводятся эвакуация и/или отселение населения в безопасные районы.

Порядок проведения мероприятий по эвакуации и/или отселению населения определяется Правительством Кыргызской Республики.

  1. Планирование и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций возлагается на органы управления и силы государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, в соответствии с возложенными на них функциями, задачами, полномочиями и обязанностями в области Гражданской защиты.

Координацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляет уполномоченный государственный орган в области Гражданской защиты.

  1. Руководство ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций возлагается на руководителей соответствующих организаций, органов местного самоуправления, местных государственных администраций, на чьей территории произошла чрезвычайная ситуация, в зависимости от степени их тяжести, установленной Правительством Кыргызской Республики классификацией чрезвычайных ситуаций.

В случае ликвидации последствий республиканской и трансграничной чрезвычайной ситуации руководство ликвидацией принимает на себя руководитель уполномоченного государственного органа в области Гражданской защиты.

Руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации своим распоряжением устанавливает границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и действий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а также, в случае необходимости, организацию эвакуации и/или отселения населения в безопасные районы.

Решения руководителя работами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.

  1. Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и население Кыргызской Республики обязаны оказывать всемерное содействие и беспрепятственный пропуск сил и средств, гуманитарной помощи в зону чрезвычайной ситуации.
  2. Порядок привлечения и компенсации затрат на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ определяется Правительством Кыргызской Республики.

Глава 6. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области Гражданской защиты

Статья 19. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области Гражданской защиты

Государственная экспертиза, надзор и контроль в области Гражданской защиты проводятся государственными органами согласно задачам, возложенным на государственную систему Гражданской защиты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 7. Международное сотрудничество и международные договоры в области Гражданской защиты

Статья 20. Международное сотрудничество и международные договоры в области Гражданской защиты

Сотрудничество Кыргызской Республики с другими государствами и международными организациями в области Гражданской защиты осуществляется государственными органами в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики.

Глава 8. Финансирование мероприятий в области Гражданской защиты

Статья 21. Финансирование мероприятий в области Гражданской защиты

  1. Финансирование мероприятий в области Гражданской защиты осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Кыргызской Республики, а также из других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.
  2. Расходы на проведение мероприятий в области Гражданской защиты возмещаются в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, из средств республиканского и местного бюджетов.

Финансирование мероприятий в области Гражданской защиты предусматривается в бюджетах государственных органов, местных государственных администраций и органов местного самоуправления в пределах средств ежегодно утверждаемых бюджетов.

Статья 22. Создание и использование финансовых и материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Порядок создания, использования и восполнения использованных средств финансовых и материальных резервов определяется законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики в области Гражданской защиты

Неисполнение должностными лицами и населением Кыргызской Республики обязанностей в области Гражданской защиты влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 24. Заключительные положения

  1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
  2. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.
  3. Со дня введения в действие настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Кыргызской Республики «О Гражданской защите» от 20 июля 2009 года № 239 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 7, ст.749);

Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О Гражданской защите» от 13 июля 2012 года № 108 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 7, ст.2719);

статью 3 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере обороны и безопасности» от 18 марта 2017 года № 46 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2017 г., № 3, ст.178).

 

Президент

Кыргызской Республики

С.Жээнбеков

 

 

Print Friendly, PDF & Email

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.