Приложение 1 |
Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 февраля 2012 года N 115 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики
(В редакции постановлений Правительства КР от 22 октября 2012 года N 739, 15 июля 2014 года № 390, 30 марта 2015 года № 168, 12 декабря 2016 года № 653, 24 февраля 2017 года № 122)
- Общие положения
- Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (далее – Министерство) является уполномоченным государственным органом исполнительной власти Кыргызской Республики, осуществляющим единую государственную политику в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии.
- В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, международными договорами, вступившими в установленном порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика, а также настоящим Положением.
- Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, территориальными органами государственной власти, органами местного самоуправления, международными и неправительственными организациями непосредственно и через подведомственные ему органы.
- Министерство является воинским учреждением, комплектуется военнослужащими, государственными служащими, служащими, младшим и техническим обслуживающим персоналом. Личный состав Министерства обеспечивается специальной формой с символикой и знаками различия. Специальная техника оснащается символикой и специальными сигналами, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики.
- Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках, штамп, расчетные и иные счета в системе Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики.
Юридический адрес Министерства: 723510, Кыргызская Республика, город Ош, ул.Муминова, 11; 720055, Кыргызская Республика, город Бишкек, ул.А.Токтоналиева, 2/1.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 февраля 2017 года № 122)
5-1. Полное наименование Министерства:
на государственном языке: “Кыргыз Республикасынын Озгочо кырдаалдар министрлиги”;
на официальном языке: “Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 февраля 2017 года № 122)
- Цели и задачи Министерства
- Целью деятельности Министерства является выработка и реализация единой государственной политики в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии.
- Задачами Министерства являются:
– осуществление мониторинга и прогнозирования опасных природных, техногенных процессов и явлений, планирование мероприятий в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии, подготовки органов управления, сил Гражданской защиты и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
– предупреждение, проведение превентивных защитных мероприятий от чрезвычайных ситуаций;
– организация и проведение поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, оценка их масштабов.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 февраля 2017 года № 122)
- Функции Министерства
- Министерство осуществляет следующие основные функции.
1) Функции отраслевой политики:
– вырабатывает и реализует единую государственную политику в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии;
– осуществляет по решению Правительства Кыргызской Республики меры по организации и ведению Гражданской защиты;
– организует разработку нормативных правовых актов в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии;
– представляет в Правительство Кыргызской Республики для рассмотрения и утверждения План Гражданской защиты Кыргызской Республики на военное и мирное время;
– обеспечивает боевую и мобилизационную готовность войск Гражданской защиты и территориальных органов управления Министерства;
– создает и поддерживает в постоянной готовности Единую информационно-управляющую систему Кыргызской Республики в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
– разрабатывает и реализует государственные программы по предотвращению аварий на радиоактивных и токсичных хвостохранилищах и отвалах для обеспечения защиты населения и территорий;
– проводит мероприятия по правовой пропаганде в сфере курируемой отрасли;
– осуществляет международное сотрудничество в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии, реализует и обеспечивает выполнение вступивших в установленном порядке в силу международных договоров и соглашений, участницей которых является Кыргызская Республика;
– осуществляет комплекс мер по безопасному содержанию законсервированных хвостохранилищ, горных отвалов и радиоактивных отходов, находящихся в ведении Министерства.
2) Функции регулирования:
– осуществляет мониторинг опасных природных процессов и прогнозирует их активизацию;
– выдает предписания о выполнении первоочередных предупредительных работ по недопущению чрезвычайных ситуаций и отселению населения, переносу объектов из зон возможных чрезвычайных ситуаций, являющиеся обязательными для исполнения министерствами и ведомствами, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления и организациями, независимо от форм собственности;
– организует и проводит поисково-спасательные и другие неотложные аварийные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Кыргызской Республики и других государств, с которыми Кыргызская Республика имеет соглашения, а также аккредитацию и аттестацию спасательных служб и спасательных формирований;
– заключает в установленном порядке с чрезвычайными службами иностранных государств, международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием гуманитарной помощи;
– осуществляет техническое сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в пределах своей компетенции;
– участвует в проведении государственной экспертизы проектов генеральных планов населенных пунктов и объектов в части соблюдения требований в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности и гидрометеорологии;
– осуществляет эксплуатацию существующих селеводозащитных сооружений и устройств в руслах рек, находящихся в ведении Министерства;
– определяет состав сил Гражданской защиты и обеспечивает их готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях;
– осуществляет организационно-методическое руководство всеми водолазными спусками и работами, устанавливает требования квалификационных характеристик и сертификации для всех специалистов водолазных профессий в Кыргызской Республике.
3) Функции координации и контроля:
– осуществляет государственное управление и координацию деятельности органов государственной власти всех уровней в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии;
– координирует деятельность организаций, занимающихся вопросами радиационной безопасности, обращения с хвостохранилищами, горными отвалами и радиоактивными отходами;
– взаимодействует с другими государственными органами и организациями в части определения приоритетных направлений и проведения научных, исследовательских и проектно-изыскательских работ в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии;
– устанавливает совместно с государственными органами, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами порядок привлечения их сил и средств для участия в тушении пожаров, контролирует готовность этих сил и средств;
– осуществляет в установленном порядке сбор и обработку информации в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии, а также обмен ею.
4) Функции предоставления услуг:
– организует и проводит подводно-технические, водолазные работы и дайвинг;
– представляет специализированную метеорологическую, агрометеорологическую и гидрологические информацию;
– организует подготовку и переподготовку специалистов организаций, в том числе и неправительственных, учреждений, коммерческих структур и физических лиц в области Гражданской защиты;
– организует обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов по “водолазному делу”, “водно-спасательному делу”, “дайвингу”;
– осуществляет подготовку и переподготовку специалистов, обучение рабочих, служащих, студентов, учащихся мерам пожарной безопасности;
– организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей негосударственных (нештатных) аварийно-спасательных формирований;
– проводит обследование инженерных сооружений с содержанием химических вредных веществ и выдает заключения по заявкам физических и юридических лиц, эксплуатирующих данные сооружения;
– проводит испытание специального оборудования шахт и рудников по заявкам физических и юридических лиц.
5) Функции поддержки:
– создает неприкосновенные запасы финансовых и материальных ресурсов Гражданской защиты для использования в чрезвычайных ситуациях;
– участвует в создании государственных финансовых и материальных резервов для нужд Гражданской защиты;
– осуществляет мероприятия, обеспечивающие защиту от селей и паводков населенных пунктов и объектов, строительство селезащитных сооружений и обеспечивают эксплуатацию этих инженерных сооружений;
– совместно с местными государственными администрациями, органами местного самоуправления организует первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в районах чрезвычайных ситуаций;
– осуществляет в установленном порядке доставку в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций гуманитарной помощи населению Кыргызской Республики и иностранных государств совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, международными и неправительственными организациями;
– поддерживает органы управления и силы Гражданской защиты в постоянной готовности к проведению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– осуществляет подготовку сил Гражданской защиты и обучение населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, пропаганду и распространение знаний, в том числе на договорной основе;
– организует и осуществляет тушение пожаров и связанные с ними спасательные работы;
– осуществляет экспертную деятельность по подводно-техническим и водолазным работам на водных объектах;
– осуществляет поисково-спасательные и научно-исследовательские работы на водных объектах и гидротехнических сооружениях Кыргызской Республики;
– организует и поддерживает силы и средства авиационной поисково-спасательных подразделений Кыргызской Республики;
– осуществляет анализ, оценку и аудит эффективности использования бюджетных средств Министерства в рамках законодательства Кыргызской Республики.
(В редакции постановлений Правительства КР от 12 декабря 2016 года № 653, 24 февраля 2017 года № 122)
- Права Министерства
- Министерство в целях осуществления функций в установленной сфере деятельности имеет право:
– вносить в установленном порядке в Правительство Кыргызской Республики предложения о заслушивании на заседаниях Правительства Кыргызской Республики отчетов руководителей органов исполнительной власти и местного самоуправления, руководителей хозяйствующих субъектов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, об отмене противоречащих законодательству Кыргызской Республики решений;
– вносить в установленном порядке в Правительство Кыргызской Республики предложения о привлечении в установленном порядке к ответственности руководителей органов исполнительной власти и местного самоуправления, руководителей хозяйствующих субъектов за нарушения законодательства Кыргызской Республики, а также нормативов, правил и стандартов в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии;
– в случае неисполнения предписаний и указаний в установленном порядке вносить предложения в Правительство Кыргызской Республики и в правоохранительные органы о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения законодательства Кыргызской Республики, а также нормативов, правил и стандартов в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах, гидрометеорологии и в случае чрезвычайных ситуаций;
– страховать от несчастных случаев и гибели сотрудников при поисковых, аварийно-спасательных и восстановительных работах, тушении пожаров, работах, производимых в зонах чрезвычайных ситуаций и при обследовании опасных природных и техногенных процессов;
– иметь специальные транспортные средства, в установленном порядке оборудованные утвержденными опознавательными знаками, сигнализацией и средствами связи;
– в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, осуществлять перевозку различными видами транспорта материальных ценностей государственного резерва и гуманитарных грузов без уплаты пошлин и других видов сборов;
– использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации республиканские системы и ведомственные сети связи, включая сети связи органов военного командования;
– в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций использовать в приоритетном порядке услуги и сети электросвязи, предоставленные операторами сетей электросвязи общего пользования, для связи и передачи информации;
– осуществлять через средства массовой информации (телевидение, радио), операторов сотовой связи на безвозмездной основе передачу общественно значимых сообщений, связанных с доведением до населения информации, касающейся безопасности человеческой жизни и здоровья;
– при руководстве работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами, принявшими решение о введении чрезвычайного положения в зонах бедствия, применять меры согласно законодательству Кыргызской Республики;
– принимать решения о привлечении сил и средств Гражданской защиты, сил постоянной готовности из других регионов, к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– иметь до 200 (двести) тысяч сомов в резерве центрального аппарата и в каждом подведомственном, территориальном подразделении Министерства для реагирования на чрезвычайные ситуации;
– в порядке, установленном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, оказывать платные услуги по заявкам юридических и физических лиц;
– привлекать к тушению пожаров приспособленную для этих целей технику предприятий, независимо от форм собственности;
– привлекать в установленном порядке формирования Гражданской защиты, организации, предприятия независимо от форм собственности и граждан к проведению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных работ;
– издавать в экстренных случаях в установленном порядке распоряжения от имени Премьер-министра – начальника Гражданской защиты Кыргызской Республики, обязательные для исполнения соответствующими органами государственного управления, юридическими и физическими лицами;
– в порядке, установленном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, списывать затраты, направленные на первоочередные предупредительные и аварийно-восстановительные работы, не подлежащие вводу в эксплуатацию.
(В редакции постановлений Правительства КР от 22 октября 2012 года N 739, 24 февраля 2017 года № 122)
- Сотрудники Министерства при исполнении служебных обязанностей вправе в установленном порядке посещать предприятия учреждения, организации (в том числе, режимные), охраняемые территории, другие объекты независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, проверять и составлять по результатам проверок акты и протоколы, выдавать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства Кыргызской Республики.
- Организация деятельности Министерства
- Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики.
- Министр является первым заместителем начальника Гражданской защиты Кыргызской Республики, заместителем председателя Межведомственной комиссии по Гражданской защите.
- Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
- Министр:
– распределяет обязанности между заместителями министра и утверждает их функциональные обязанности;
– по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере государственной службы возлагает на статс-секретаря выполнение отдельных функциональных обязанностей, отнесенных к компетенции Министерства;
– в установленном порядке вносит предложения в Правительство Кыргызской Республики об образовании, реорганизации и упразднении подведомственных предприятий и учреждений;
– вносит представления Премьер-министру Кыргызской Республики о назначении на должность и освобождении от должности руководителей подведомственных подразделений Министерства, входящих в номенклатуру Премьер-министра;
– образует, реорганизует и упраздняет территориальные органы Министерства, утверждает их структуру и штатную численность;
– в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных подразделений и военнослужащих офицерского состава и прапорщиков Министерства;
– в установленном порядке утверждает расходы, связанные с перевооружением, оснащением новой техникой и техническими средствами подразделений Министерства, а также научно-исследовательскими работами;
– устанавливает временные нормы продовольственного пайка военнослужащих и работников Министерства при выполнении задач в период стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также при выполнении ими срочных заданий;
– в установленном порядке учреждает ведомственные награды, нагрудные знаки для поощрения личного состава министерства, военнослужащих Вооруженных Сил, других воинских формирований и государственных органов Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрена военная служба, а также граждан, оказавших содействие в решении задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утверждает положения о ведомственных наградах, нагрудных знаках и ведомственных знаках различия;
– в установленном порядке создает наградной и подарочные фонды, в том числе холодного оружия, для награждения военнослужащих Министерства, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на Министерство задач;
– управляет имуществом и средствами Министерства, находящимися на его балансе, организует финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
– в установленном порядке утверждает и вносит изменения в программы предупредительных, аварийно-восстановительных работ и других мероприятий в течение года;
– отстраняет от руководства работами должностных лиц, министерств, ведомств и органов местного самоуправления независимо от форм собственности, не обеспечивающих выполнение возложенных задач в условиях чрезвычайных ситуаций, с последующим внесением в соответствующие органы предложений об освобождении их от занимаемой должности;
– пользуется в полном объеме правами, предусмотренными общевоинскими уставами Вооруженных Сил Кыргызской Республики в отношении военнослужащих Министерства;
– утверждает в установленном порядке генеральные планы строительства и развития военных городков войсковых частей Министерства, проекты сооружения объектов строительства войсковых частей Министерства, планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области Гражданской защиты, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– непосредственно руководит ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций республиканской и трансграничной степеней тяжести;
– направляет сотрудников Министерства в установленном порядке в служебные командировки, на обучение, повышение квалификации за пределы Кыргызской Республики;
– в установленном порядке утверждает структуру, штатное расписание центрального аппарата, территориальных и подведомственных подразделений Министерства;
– в установленном порядке назначает и освобождает от должности государственных служащих, военнослужащих и других работников центрального аппарата Министерства, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
– в установленном порядке применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания к руководителям и иным работникам подведомственных и территориальных подразделений Министерства;
– издает приказы, подлежащие обязательному исполнению государственными служащими, военнослужащими и другими работниками Министерства;
– подписывает коллективный договор с представительным органом работников центрального аппарата Министерства;
– утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных подразделений;
– утверждает положения о единых правилах ношения ведомственной формы одежды для личного состава министерства;
– утверждает Положение о коллегии Министерства. Решения коллегии принимаются в форме постановлений и реализуются приказами Министерства;
– в установленном порядке представляет на утверждение Правительства Кыргызской Республики проекты положений о подведомственных подразделениях Министерства, отменяет противоречащие законодательству Кыргызской Республики решения подведомственных Министерству подразделений, если иной порядок отмены решений не установлен законодательством;
– присваивает в установленном порядке классные чины государственным служащим Министерства;
– определяет место временного пребывания (дислокации) подведомственных и территориальных подразделений (сводных отрядов) и отдельных лиц, из личного состава Министерства для проведения предупредительных, аварийно-спасательных и других неотложных работ по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера;
– осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции постановлений Правительства КР от 22 октября 2012 года N 739, 15 июля 2014 года № 390, 24 февраля 2017 года № 122)
- В Министерстве предусматриваются должности статс-секретаря и заместителей министра.
Порядок назначения на должность и освобождения от должности, функции и полномочия статс-секретаря определяются законодательством о государственной службе.
Заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению министра, подчиняются непосредственно министру и организуют деятельность министерства в пределах, возложенных на них обязанностей.
- Статс-секретарь и заместители министра самостоятельно принимают решения по вопросам, отнесенным министром к их ведению, организуют работу по курируемым направлениям.
Статс-секретарь готовит представления к назначению, перемещению, ротации и освобождению от должности государственных служащих Министерства, занимающих административные государственные должности.
- В Министерстве образуется коллегия, состоящая из 11 человек. Членами коллегии являются министр, статс-секретарь, заместители министра, входящие в коллегию по должности, представитель Аппарата Правительства Кыргызской Республики. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в него по должности, утверждаются распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики по представлению министра.
- В целях общественного мониторинга деятельности Министерства создается Общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.
(В редакции постановления Правительства КР от 30 марта 2015 года № 168)
- Прохождение военной службы в Министерстве и подчиненных ему структурных подразделениях, укомплектованных военнослужащими, является исполнением всеобщей воинской обязанности, а все военнослужащие находятся на действительной военной службе.
- Военнослужащие, проходящие службу в Министерстве, обеспечиваются денежным и натуральным видами довольствия, служебными и жилыми помещениями, медицинским и санаторно-курортным лечением и страхованием жизни по нормам, установленным законодательством Кыргызской Республики для военнослужащих Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правительства КР от 22 октября 2012 года N 739)
- Очередные воинские звания офицерскому составу Министерства присваиваются в следующем порядке:
– воинские звания – от звания “младший лейтенант” до звания “полковник” включительно присваиваются приказом министра чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики по представлению курирующего заместителя министра;
– воинские звания “прапорщик”, “старший прапорщик” присваиваются приказами курирующего заместителя министра по представлению соответствующих командиров (начальников).
- Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, подведомственных и территориальных органов Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
- Заключительные положения
- Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
- При ликвидации Министерства документы хранятся в соответствии с Законом Кыргызской Республики “О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики”.